И что за чудо этот зверь. Обалдевшая от неуемной радости черепаха так и рвется вперед. Какой то странный транспорт. И не менее странные пассажиры. И это странное существо, нарисованное на его борту.
Подземелья и еще раз подземелья
Районный центр Дубно пропустить при всем желании не получится. Ведь стоит на той самой международной трассе Е-40. За мостом через реку Иква развилка. Направо поедешь на окружную попадешь. Налево же, - к историческим достопримечательностям. Искать не приходится. Сами вырастают перед глазами.
Дубенский замок стоит в самом центре. Чтобы понять почему его возвели именно здесь необходимо подняться куда-нибудь повыше. Например на одну из его башенок. Куда не посмотри везде одни болота. Конечно, сегодня многие из них засыпаны и окультурены. Но это сейчас. А несколько сотен лет назад вокруг была одна топь.
И только кое-где по берегам многочисленных речушек выходили скальные островки. Вот на одном из них славянское племя и поставило укрепление. Надежное, сложенное из огромных дубовых бревен. Ведь в то время вокруг росли обширные дубовые леса. Но, у дерева есть большой недостаток, - оно горит. И после каждого нападения приходилось чинить или заново строить оборонительные сооружения.
Так что где-то в пятнадцатом веке князь Константин Острожский возводит каменную крепость. Материал для строительства пришлось свозить со всей округи. Зато получилось крепкая и надежная твердыня над рекой. Толщина стен доходила до двух метров. Перед ними был выкопан глубокий ров. Который вдобавок заполнялся водой. И это пространство к тому же простреливалось с защищенных артиллерийских позиций двух вынесенных бастионов.
Въезд в замок осуществлялся через надвратную башню. К воротам вел подъемный мост. Сегодня над входом красуется разноцветный княжеский герб. Подворье сравнительно небольшое и ограничено с двух сторон дворцами, князей Острожских и Любомирских.
Но, основные помещения находились под землей. Можно только гадать что там находится. Потому, что сейчас раскопана и открыта для посещений только малая часть. Зато дорогих гостей встречает сам заплечных дел мастер. Лично ведет в подземелья и показывает свои инструменты. А также способы их применения. Для уставших от впечатлений отдельное помещение. Некоторые видимо воспользовались радушным приемом. Их косточки так и висят среди густой паутины....
Кстати, недавно во время земляных работ на острове, стоящем посреди реки перед замком, был вскрыт подземный ход. Куда он ведет пока остается загадкой.
Видно эти места точно медом помазаны. Здесь ходили все кому не лень. Как с добрыми намерениями так и с прямо противоположными. И для защиты от последних Дубенского замка было маловато. Поэтому построили новое укрепление. Расположено оно на окраине Дубно возле села Тараканов. Увидеть его с дороги невозможно. Хотя находится буквально в паре сотнях метров от трассы Ровно- Дубно- Львов.
Цитадель в кустах
Зато проехать к нему очень просто. Как только выедете по Львовской трассе из города с левой стороны на околице Тараканова на пригорке находится небольшое кладбище. А вдоль него в заросли деревьев уходит грунтовая дорога. Пару минут езды и вы на месте. Можно добраться и пешком. От станции Дубно до пункта назначения километра четыре. Просто двигайтесь вдоль железной дороги.
Накатанный грейдер выводит на довольно большую поляну. Здесь удобно оставить свои автомобили. А далее через несколько десятков метров хорошо натоптанная дорога выводит к искомому объекту. Дубенский или как его сегодня называют Таракановский форт представляет собой оборонительное сооружение в в виде огромного ромба. Проект разрабатывался под руководством инженер генерала Эдуарда Тотлебена.
Строительство велось с 1885 по 1890 года. А потом еще достраивалось и дополнительно укреплялось. Два земляных вала окружают трапецевидное в плане центральное сооружение. Интересно, что вначале был насыпан земляной холм. А потом после того, как земля уплотнилась были прорыты рвы. А вот как строились многочисленные подземные сооружения достоверно неизвестно.
Главную сложность в этом деле представлял болотистый и очень непрочный грунт. Ведь рядом протекает река Иква. Если взглянуть на окрестности с высоты то виды многочисленные действующие или уже засыпанные каналы. То есть существовала хорошо организованная дренажно-осушительная система. Которая еще играла роль дополнительной преграды для неприятеля.
Валы были укреплены кирпичом и железобетоном. Причем в наружном заранее были оборудованы многочисленные минные галереи. Внутренний вал играл основную роль. В его толще находилось 105 так называемых безопасных казематов. Каждый из них был оснащен отопительной, вентиляционной, водопроводной и канализационной системами.
В центре же располагались двухэтажные казармы. Все составные элементы соединялись между собой хорошо укрепленными подземными ходами. Входы в них как правило прикрывались железобетонными ДОТами. В их конструкции можно видеть прообраз конструкций, значительно позже ставших обязательными в военной фортификации. Например “сквозняки” с укрепленными бойницами.
Форт был рассчитан на длительную оборону. Чему способствовали большое количество помещений с припасами. А также колодцы для обеспечения питьевой водой. Были и своеобразные изюминки. Например орудийные башни оригинальной конструкции. Их вращающиеся основания стояли на огромных кирпичных столбах.
По сути Таракановский форт был конструкцией переходного периода. Ведь в это время стремительно начала развиваться нарезная артиллерия. И многие классические принципы фортификации приходилось пересматривать на ходу.
Старые книги и старые стены
Еще один оборонительный объект находится в глубоком тылу. Хотя несколько сотен лет назад играл очень важную роль в обороне окрестных земель. Острожская крепость располагается в одноименном городе, ныне районном центре. От Ровно до него чуть более полусотни километров.
Как было принято в те далекие годы строились сооружения защищающие город. И замок, стоявший на возвышении над рекой Вилия. Острожский замок возведен в начале четырнадцатого века. Хотя и до этого на этом же месте существовало укрепленное древнерусское городище.
Кое что сохранилось до нашего времени. В помещениях сторожевой башни или как ее здесь называют "Вежи мурованной" размещены экспонаты местного краеведческого музея. Изюминкой является Острожская Библия, изданная в 1681 году первопечатником Иваном Федоровым. Интересно, чтобы попасть в музей необходимо вначале спуститься в подземелье. А потом уже подниматься с этажа на этаж.
Еще одна Круглая или Новая башня XVI столетия находится в процессе реставрации. Привлекает ее зубчатая корона в стиле ренессанса. А вот Богоявленский собор 1453 года выпуска в очень даже неплохом состоянии. Как и надвратная колокольня. А вот от рва, некогда окружавшего замок, мало что осталось. Вернее овраг то есть. Но перешеек надежно засыпан грунтом. Само собой разумеется что от моста остались одни воспоминания.
Луцкая башня XVI века ныне стоит в самом центре города. Сейчас в ней разместились несколько музеев. Основным из них является музей книги. Судя по разобранному внешнему виду это сооружение вроде бы пытаются реставрировать. Но когда сделают никто не знает.
В Остроге есть еще один объект, имеющий отношение к фортификации. Это здание Острожской академии. Которое ныне занимает здание бывшего монастыря капуцинов. В комплекс также входит Троицкий костел возведенный в 1778 году. Кстати, в помещении за алтарем располагается уникальная университетская библиотека старых книг. Попасть туда можно по особому разрешению.
А вот спуститься в подземелья не представляет особых проблем. Водят туда гостей с большим удовольствием. Вот только следует повнимательнее быть. Особенно в темных закоулках. Потому из темноты может вдруг вылететь стая кровожадных летучих мышей. А если останетесь живы, то заготовлен еще один сюрприз в виде многометрового колодца.
Интересно, что используются подземелья и для студенческих развлечений. Говорят, что стать настоящим спудеем можно только проведя ночь в подвале. А чтобы наверное не так скучно было, в одном из залов оборудована неплохая кафешка.
За такими развлечениями время летит совершенно незаметно. Время собираться в обратный путь. Последний взгляд на жабу, которая давит местных жителей и в дорогу. У кого собственные колеса, тот сразу поворачивает в сторону столицы. Остальным же предстоит пересадка на ту самую знаменитую маршрутку на автовокзале города Ровно. Будьте уверены этот транспорт с обалдевшей от неуемной радости черепахой на борту доставит вас куда нужно и вовремя.