Очередь, оптимизация, границы системы

Apr 02, 2015 14:27

Очередь есть метод оптимизации использования ресурса человека или механизма, обслуживающего очередь. Вот, продавщица в советском магазине кричит: "Вас много, а я одна!" :) Верно, так и есть. Задача очереди покупателей - не допустить простоя продавщицы, использовать ее время на 100%. Такая организация предполагает, что время того кто обслуживает очередь стОит намного дороже времени тех кто в очереди стоИт.

(Очевидный побочный психологический эффект: существование очереди покупателей к продавщице, независимо от причин ее возникновения, автоматически повышает ее социальный статус до высоты, неадекватной ее роли:))

Но говоря об оптимизации, мы должны очертить границы системы, которую оптимизируем.

Если мы охватываем оптимизацией систему "магазин", то совершено очевидно, что очередь дожна быть ! Потому что ресурс "время продавщицы" оплачивается нашей системой, а ресурс "время покупателя" - он внешний по отношению к нашей системе, для системы бесплатный. Очевидно, что "время продавщицы" мы должны экономить всеми силами, а на "время покупателя" нам плевать, его можно тратить как угодно, без счета.

Но если охватить оптимизацией систему "город", то ситуация меняется кардинально. В очереди к продавщице стоЯт: врач, которого ждет операция, полицейский, который должен бегать за преступниками, строитель, у которого застывает бетон ... Время каждого из них в отдельности уже стОит больше времени продавщицы, а их тут трое! Т.е., с т.з. системы "город", следовало бы немедленно вызывать на работу вторую продавщицу, чтоб обслужить очередь без задержек, чтоб очереди не было !

Вопрос - за чей счет платить зарплату второй продавщице ?

Очевидно, что в данном конкретном случае это должен быть "город" - та система, которая хочет оптимизироваться. Только "город" может принять решение - выгодно ли ему оплачивать вторую продавщицу, или выгодней смириться с тем, что врач, полицейский и строитель будут терять время в очереди.

Проблема - в разделении ответственности :)

Система "город" выделила "магазин" в отдельную подсистему ради упрощения управленческих процедур. Если на уровне "город" решать вопросы зарплаты всех продавщиц, заполненности складов и отношений с поставщиками во всех магазинах, то управление системы "город" просто захлебнется от количества мелких (для этого уровня) вопросов. Именно поэтому большая часть вопросов, связанных с функционированием магазина отдана в компетенцию системы "магазин".

Но если "город" просто выделит из городского бюджета сумму на оплату второй продавщицы, отдаст ее "магазину" и не будет контролировать, то "магазин" проведет оптимизацию себя, любимого: деньги возьмет, но вторую продавщицу на работу не примет! :)

И где же выход ?! :)

хрень

Previous post Next post
Up