Если кому-то будет любопытно, я расскажу пару слов о моем дипломе. 24 апреля у меня будет что-то типа предзащиты, и моя скромная писанина предстанет перед судом великанов-олимпийцев - О.Р. Айрапетова, Ф.А. Гайды, М.М. Шевченко и их учеников. Жду этот момент с трепетом и предвкушением.
Если кто-то забыл, мой диплом посвящен генералу Михаилу Драгомирову. На этапе диплома мы с Олегом Рудольфовичем решили ограничить хронологические рамки 1877 годом, то есть моментом ранения Драгомирова на Шипкинском перевале. Поздняя карьера генерала остается за мной. Работа, помимо обязательных отделов, состоит из трех глав: «Детство и интеллектуальное становление (1830-1859)», «Эпоха преобразований (1859-1873)» и «От теории к практике (1873-1877)».
Труд мой вышел несколько позитивистским, в том смысле, что он не столько берется провести какую-то идею на счет Драгомирова, сколько берется просто дать объективную научную биографию военного теоретика. Если кратко суммировать выводы, то они выглядят примерно так:
1) Драгомиров - в высшей степени резко выделяется среди русских генералов своим образованием, широтой кругозора, культурными запросами и проч.
2) На Драгомирова мощное влияние оказал Суворов, но почти такое же влияние на него оказал ряд французских военных авторов. Прежде всего, Мориц Саксонский, Наполеон, Бюжо, де Брак и вероятно некоторые другие.
3) Драгомиров не был безусловным противником техники и прекрасно видел современное значение огня. Это находило отражение в подготовке 14-й дивизии.
4) Главным фактором успеха 14-й пехотной дивизии в войну 1877-1878 годов был хорошо подобранный офицерский состав, воспитанный Драгомировым в духе инициативности.