Записка графа Федора Толстого о нравственном состоянии войск, поданная царю в 1826 году

Dec 12, 2013 04:31

Хочу предложить к прочтению любопытный документ, касающийся до русской армии 1820-х годов.



Автор записки граф Федор Толстой
Записку написал для только что вошедшего на престол Николая I граф Федор Петрович Толстой. Он был медальер, художник и скульптор. Начал свою службу на флоте, но в 1804 году вышел в отставку. Этот человек был близок к будущим декабристам. Толстой был членом масонских обществ, кроме того, участвовал в Союзе Благоденствия, был членом его коренной управы, создавал в России ланкастерские школы. К 1820-1821 году граф Толстой отходит от тайных обществ, поскольку они стали приобретать политический уклон. Заговор и декабрьские события 1825 года он осуждал. Записка подана, видимо, 8 июня 1826 года. Текст приводится с некоторыми сокращениями.




… Что такое солдат? Машина, долженствующая двигаться по воле высшей силы, но машина, имеющая чувства, ум, сердце, душу бессмертную, машина, которая, порабощаясь внешнему направлению, сохраняет внутренние свои ощущения, сознание собственного своего достоинства, то сознание, на коем основывается нравственное состояние войск. Почему обучение их должно согласоваться с сими особенными принадлежностями солдата, но так, чтобы, усовершенствуя первое, не разрушить последнего, самого важного в ремесле военном.

Что нужно для существенного образования войск в отношении механического устройства? Правильность и быстрота движений, развязность в теле, верность глаза, скорая и меткая стрельба. У нас же сей последний предмет - самый главный - оставлен безо всякого внимания, и ежели в 3000-м полку 600-т человек стреляют хорошо и проворно, то можно считать чудом; тогда, когда бы, по крайней мере, 2400 человек должны стрелять превосходно, судя по беспрестанному обучению войск … У нас обращено главное внимание на стойку, выбрасывание ног и на ружейные приемы, это хорошо только до некоторой степени и вредно, когда составляет единственный предмет обучения. К чему, например, служит, что солдат тянет и поднимает ногу под таким-то углом, должен маршировать так, чтобы полный стакан воды, поставленный на кивер, не пролился при его движении, к чему он должен идти не как человек, полный жизни и движений, а как неодушевленная статуя без жизни и движения, когда они, не имея даже виду пользы, влекут за собою существенный вред?

1-е. Это совершенство заставляет полковых командиров прибегать к жестоким наказаниям, к беспрестанным, изнурительным учениям, поселившим в войске дух ропота, равнодушие к жизни и их обязанностям, что, конечно, не может служить опорою престола и залогом общественного спокойствия.

2.-е. Сии средства, обременяя солдата, изнуряют его физические силы, отнимается у него возможность делать усиленные переходы, следовательно, ту быстроту, которая имеет важное влияние на ход и успех войны, ибо вытягивание колен и носков под математическими углами, неестественное их держание в сем страдательном положении, наконец, сильное опускание, причем вся тягость тела вдруг падает на ногу, потрясает всю внутренность, растягивает жилы, расслабляет костяные оболочки, соединяющие ножные части. Посему-то большинство нижних чинов делается неспособным к службе от внутренних аневризмов (расширение жил), от удушья и от ножных болей. …

3-е. Принужденное держание тела лишает оное гибкости и, поставляя солдата в фигурное положение, унижает его в собственных глазах, отнимает у него уважение к своему званию.



… Примеры неповиновения, случившиеся в наших войсках, убийства начальников, самоубийства, произвольные увечья, частые побеги и даже уголовные преступления, делаемые нижними чинами, дабы хоть в пустынях Сибири укрыться от службы, не доказывают ли ожесточение людей, в руках коих находится сила государственная и безопасность Государя. Отчего подобных примеров ожесточения и отчаяния не видим в армиях других европейских государств? Оттого, что у них в настоящем значении находится дисциплина.

/Толстой приводит примеры из XVIII века. Для него образцы это Румянцев и Суворов/

В последнюю же Турецкую войну (1806-1812 гг. - С.Ю.) русских было 100 000 под ружьем, но все предприятия окончились стыдом и неудачами. Отчего произошло сие? Скажем с Наполеоном: нравственное армии исчезло. Мелочная немецкая тактика, испытанная в превосходстве своим вековым поражением, овладев у нас понятиями всех, устремила внимание людей, занимающих первые должности военного управления, к предметам едва ли заслуживающим внимание, отчего предметы важные и великие, на коих утверждается незыблемость престола и могущество государственное, совершенно исчезли из вида. Начальствующим известно было, который полк отлично марширует, который ставит твердо ногу, но знали ли они и знают ли состояние солдата, его душу, его нравственное положение. Утверждаю решительно - не знали и не знают.

… От времени Петра Великого до Екатерины Великой войска русские не знали поражений, с малым числом они торжествовали над великими силами! Неужели с сими светилами земли Славянской скрылся великий дух народу русского? Нет, 1812 год доказал, что мы сохранили главное достояние праотцов, и полки наши, составленные из ратников, не владевших никогда ружьем, торжествовали блестящие победы, искали смерти, а не жизни постыдной. Да не подумают, что привязанность к престолу, любовь к государю исчезли в сердцах русских, нет, эта любовь и привязанность составляла и составляет отличительное достоинство наше. Русские те же, что были прежде, но нет пружины, движущей наши души. Иностранцы распространили расслабление во всех частях государственного управления, они влиянием, преимуществами своими поселили в душах русских мысль, что Монархи наши презирают нашим усердием, нашими чувствами и беспредельною привязанностию.

… Русские не терпят иностранцев, иностранцы в душе ненавидят русских. Какие же последствия могут быть от сей противоположности чувств? Во время войны 1812 года Барклай де Толли при всем уме своем не мог приобресть доверенности русских, все роптали и порицали его, дух войска упал, надежда исчезла. Прибыл Кутузов, и все переменилось, малочисленные войска стали в грозном положении, дух народный восстал и где Наполеон? 18210Го года Семеновский полк произвел беспорядок от презрения и ненависти к полковому командиру-иноземцу. В происшествии 14-го декабря Московский и Гренадерский полки увлеклись в пропасть от недоверенности и ненависти к полковым командирам-иностранцам.

/Далее Толстой пишет о упадке в вере среди солдат, которое он связывает с тем, что командуют ими иноверцы. Затем Толстой пишет, что Гвардия стала слишком многочисленной/

Ежели понятия, чувства, постоянный ход общежития должны входить в состав соображений государственных, то необходимо восстановить истинный порядок (дисциплину), определить обязанности солдата, род его обучения, время учения (соразмеря оное с силами и действительной необходимостью), определить возможность и меру наказания, не отдавая ничего произволу и прихоти, дать солдату содержание, достойное великой жертвы его для Государства. Это необходимо тем более, что война 1812 года, открыв силы народа русского, развернула те понятия, которые бы еще полвека таились во мраке неизвестности; войска наши прошли Европу, видели устройства Царств, особенно узнали то, что касается до их состояния, усмотря неравенство своей участи с участию войск других Государств, и сие познание столь глубоко вкоренилось в сердцах всех чинов, что никакие человеческие силы не могут изгладить из оного …

/в конце Толстой просит Государя уменьшить срок службы в армии и гвардии, чтобы скорее произвести благоприятное впечатление на солдат/

О нравственном состоянии войск Российской империи и в особенности Гвардейского корпуса.
Письмо и Записка графа Ф.П. Толстого императору Николаю I (1826) // Река времен. Книга истории и культуры. Кн.1. М. 1995

армия, война, Николай I, история

Previous post Next post
Up