● Как рождался Auchan ●
Мы уже много раз слышали рассказы про семейный бизнес. Каждый из них является в какой-то мере уникальным. На этот раз я поведаю вам историю семьи Мюлье. Это самая богатая семья во Франции. В мире они более всего известны тем, что владеют сетью гипермаркетов Auchan - европейским Wal-Mart, если хотите.
При этом парадокс семьи Мюлье заключается в том, что ни один из её членов не входит в список миллиардеров Forbes. И это при годовом доходе одного лишь Auchan в 36 миллиардов евро! Почему? Всё дело в том, что доли во всех компаниях, принадлежащих семье, равномерно распределяются между всеми её членами. Получается, что здесь нет отдельной личности, которая могла бы похвастаться несметным богатством, но вся семья целиком является одной из самых богатых в Европе.
НАЧАЛО
Семья Мюлье ведёт свою историю с очень давних времён. Ещё в начале XX века они славились тем, что были достаточно успешными промышленниками во Франции. Они выпускали пряжу. И делали это очень успешно. Так как наша история всё-таки в большей степени связана с розничной сетью Auchan, то её будет уместно связать с Жераром Мюлье-младшим. Он родился 13 мая 1931 года. В то время его родители - Жерар и Мари Мюлье-Кавруа - жили в городе Рубе, на улице Анри-Боссю. Жерар был первенцем. По старой семейной традиции (кстати, этих традиций у семьи Мюлье много!) его назвали в честь отца.
Бизнес семьи стремительно развивался, пока Жерар (так как речь у нас пойдёт в основном о Жераре-сыне, то я буду писать его, как просто «Жерар», а отца называть «Жерар-старший») получал образование. Потом наступила Вторая Мировая война. Время застоя по всей Европе. Впрочем, Мюлье пережили этот период без каких-то видимых проблем. Тем не менее, уже тогда Жерар-старший начал понимать, что на одном только производстве далеко не уедешь. В то время вовсю начинает набирать обороты розничная торговля. Это было и проще и выгоднее, чем производство. На волне этого ажиотажа семья Мюлье открывает свой собственный магазин, который был назван Phildar. Увы, это предприятие оказалось провальным.
Тем временем Жерар Мюлье бросает учёбу на первом курсе университета. Причиной тому стало неуёмное желание молодого человека скорее броситься в бой - заняться делом. Бизнесом. Вообще, Жерар в то время отличался настоящей страстью, если не сказать одержимостью, применительно к работе. Он не только уделял ей массу времени, но старался делать всё, что только можно. Однажды он даже бросился лично ремонтировать станок, слетевший прямо на работе. Увы, он не был мастером в этом вопросе. Итог плачевен: Жерар Мюлье лишился двух пальцев на правой руке.
Впрочем, в семье оценили рвение Жерара. Уже скоро он начал продвигаться по службе. К 1958 году он уже был директором по продажам. При этом интересно то, что тремя годами ранее между членами семьи был заключён договор, согласно которому каждый из них получал равную долю во всех компаниях, принадлежащих семье. При этом Мюлье никогда не брали партнёров для бизнеса со стороны. Это тоже одна из традиций семьи (кстати, один из интересных моментов заключается ещё и в том, что после свадьбы мужчины семьи Мюлье добавляют к своей фамилии фамилию жены. Жерар в итоге стал Мюлье-Матиасом, после его свадьбы на Бернадетте).
Производство продолжало оставаться основным бизнесом семьи Мюлье. Розница в то время так и не оправдала себя. Впрочем, это не мешало семье пробовать. Безуспешные попытки рано или поздно должны были перерасти во что-то большее.
Ключевым моментом стала поездка Жерара в США на семинар, посвящённый розничной торговле. Именно там он узнал о новой модели супермаркета. Суть заключалось в том, что создавался магазин с самообслуживанием и прилегающей к нему стоянкой. Это давало ему несколько преимуществ:
- потребители спокойно могли приезжать на своих собственных машинах, тем самым совершая покупки сразу же на всю неделю;
- самообслуживание гораздо удобнее. Люди могли спокойно познакомиться с тем или иным продуктом, не требуя постоянно продавца;
- это позволяло сэкономить на персонале и представить гораздо больший ассортимент в магазине;
- в супермаркетах всё время были заметные скидки, что влекло в них новых потребителей;
Мюлье понял, что за супермаркетами будущее. Он решил, что стоит попробовать открыть свой во Франции. Таким образом, если бы не поездка в США, то возможно мы бы не увидели знаменитого магазина Auchan, который стал символом деловой Франции, и сделал семью Мюлье очень богатой.
Рождение Auchan
Итак, 6 июля 1961 года открыл свои двери первый магазин Auchan во Франции, в Лилле (там же находится и главный офис компании Auchan). Основатель и нынешний председатель совета директоров - Жерар Мюлье (фр. Gérard Mulliez). Название «Auchan» - сознательно неточная орфографическая запись французских слов - Hauts champs - «Высокие поля» (название квартала Лилля, где был создан первый магазин). Естественно, по семейной традиции каждый член семьи получил одинаковую долю в магазине. Правда, было одной но - Жерар Мюлье начал бизнес с партнёром. Почему? Всё дело в том, что в семье отнеслись с некоторым недоверием к новой идее. Они считали её очень рискованной, и решили попробовать её отдельно от общего бизнеса. Если провалится, то потери будут не столь ощутимы. Именно поэтому Жерару пришлось искать партнёра. К счастью, он его нашёл. Промышленник Мишель Сегар вложил в Auchan 600 тысяч франков за 50% долю в компании. Так, Мишель и Жерар открыли первый супермаркет во Франции. А семья получила партнёра, хотя это и противоречило её принципам.
Опыта в розничной торговле молодым предпринимателям, конечно, не хватало. На первых порах Жерар и Мишель совершили множество ошибок. Это, естественно, привело к определённым неприятным последствиям. Убытки за первый год работы составили 200 тысяч франков! Это была колоссальная сумма для небольшого супермаркета (если вам интересно, то площадь первого магазина Auchan составляла всего 600 квадратных метров, при 30 служащих магазина). И это притом, что основатели старались работать, как можно более экономно.
В то время семья стала подумывать о закрытии магазина. К счастью, сыграла мудрость Жерара-старшего. Он провёл строгий разговор с сыном, после которого сказал ему, что даёт ровно три года на то, чтобы магазин стал прибыльным. Знал ли он тогда, насколько прибыльным будет Auchan? Вряд ли.
Эти три года прошли в очень плодотворной работе. Во-первых, бизнес покинул Мишель Сегар. Он сам хотел этого. Кроме того, в семье Мюлье не очень хотели, чтобы в будущем он был частью их семейного бизнеса. Во-вторых, Жерар стал учиться у опытных продавцов. Именно они рассказали ему про правильную выкладку товара, про то, как ставить скидки на продукцию. Это были ценнейшие советы для молодого предпринимателя.
Auchan начинает продавать товары очень дешёво. Он становится европейским Wal-Mart. Естественно, это не могло не привлечь новых посетителей в магазины. Продажи поползли вверх. А в 1967 году в городе Ронке открылся огромный гипермаркет Auchan. Он занимал площадь в 12 тысяч квадратных метров. С этого момента стало понятно, что Auchan станет для семьи Мюлье сердцем.
С развитием сети развивался и мерчандайзинг. Магазины Auchan всегда старались брать на вооружение все новые веянья в торговле. В 1977 году Auchan начинает премировать своих сотрудников акциями компании. В итоге в руках работников компании оказалось порядка 17% всех акций Auchan.
В 1981 году появляется первый магазин за пределами Франции. Это был гипермаркет Alkampo, открывший свои двери в Испании. За Испанией последовали другие европейские страны. Сегодня Auchan занимает серьёзные позиции во Франции, Испании, России, Италии, Португалии, Люксембурге (здесь открыт всего один гипермаркет, но больше и не надо), Польше, Аргентине, Венгрии, Марокко, Китае, Тайване, Румынии, Мальте и Украине. В США и Канаде Auchan отсутствует по понятным причинам. Конкурировать с Wal-Mart невозможно.
В России первый гипермаркет «Ашан» появился 28 августа 2002 года в городе Мытищи Московской области. Сегодня в нашей стране работает более 47 магазинов компании. При этом они присутствуют не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах России, вплоть до Самары и Новосибирска. При этом среди россиян «Ашан» пользуется достаточно большой популярностью. Возможно, сказывается тот факт, что это зарубежный магазин.
В декабре 2007 года «Ашан» заключил договор с турецкой компанией Enka о передаче гипермаркетов сети «Рамстор». Согласно достигнутому соглашению «Ашан» приобрёл в собственность 1 гипермаркет, а на 13 магазинов получил долгосрочные права аренды. После сделки был проведён ребрендинг, в результате которого магазины из «Рамстор» были переименованы в «Ашан-Сити».
Ещё одним, сравнительно новым направлением являются супер- и гипермаркеты «Ашан-Сад», специализирующиеся на товарах для сада, декорирования и на товарах для животных. На данный момент в этом формате работают магазины в Москве, Подмосковье и Воронеже.
Выручка «Ашан» в России по итогам 2007 года составила около $3,4 млрд. Генеральный директор АШАН Россия - Жан-Пьер Жермен (с 2007 года), Генеральный директор АШАН Украина - Жерар Галле.
В конце 2009 года, Ашан реализовал в России новый проект «Радуга», т. н. «супермаркет XXI века». Это новая концепция, ориентирующаяся на технологичность и экономию людских и энергетических ресурсов. В таком типе магазинов отсутствуют прилавки, кассы, продавцы и кассиры. Покупатели будут сами сканировать товары, и оплачивать их через особые платёжные терминалы. Ашан планирует развёртывать такие магазины в городах с населением 300-700 тыс. человек. Первый «тестовый» магазин открыт в Пензе; второй - в Калуге. В случае успеха, магазины планируется открыть и в других городах.
Открытие первого гипермаркета сети на Украине состоялось 29 марта 2008 года в Киеве. По состоянию на январь 2011 года действуют гипермаркеты Auchan в Киеве (четыре магазина), Львове, Донецкой, Днепропетровской и Запорожской областях.
После 1996 года Auchan считается если и не самой крупной, то уж точно одной из самых крупных компаний, представляющих розницу в Европе. В этом году компания купила сети Docks de France. В мире по состоянию на конец 2010 года действовало уже 2964 магазинов Auchan (из них 1307 полностью принадлежащих Auchan SA и 1657 открытых по франшизе). Годовой оборот составляет более 42 миллиардов евро. Более 262 тысяч человек нашли себе работу в сети Auchan.
Семейные ценности
Сегодня семья Мюлье является одной из самых богатых в Европе. Во многом за счёт успеха Auchan. Впрочем, это далеко не единственное направление деятельности семьи. Компании принадлежит множество брендов, среди которых особенно стоит отметить Leroy Merlin (магазины стройматериалов и товаров для дома), St. Maclou (товары для дома), Decathlon (спорттовары), Norauto (автоаксессуары), Kiabi (одежда), Atac и Elea (супермаркеты). При этом все члены семьи имеют равную долю в каждой компании. Это одно из главных правил семьи, скреплённых договором.
В 2006 году Жерар Мюлье отошёл от непосредственного руководства сетью Auchan. Ему было 75 лет. Тем не менее, в делах компании он всё ещё участвует. Мюлье занимает пост председателя совета директоров. Auchan в свою очередь продолжает оставаться частной компанией. Разговоров об IPO пока не идёт. Семье Мюлье это просто не нужно.