Оригинал взят у
nesmach в
Вокзал станции ОзеркиНе все так чудесно в королевстве нашем и настала пора рассказать Вам еще об одном шедевре
Бруно Ивановича Гранхольма - вокзале станции Озерки.
Строительство Финляндской железной дороги кардинально изменило жизнь северного пригорода имперской столицы. Местность вдоль нового пути стремительно застраивалась. Начался расцвет дачных поселков в парголовских землях, принадлежавших потомкам графа Шувалова, население которых ежегодно возрастало. Архивный документ сообщает: "Масса окрестностей больших городов, представлявших еще несколько лет тому назад зимой совершенную пустыню, теперь являются круглый год оживленными городками, а существующие железные дороги, соединяющие эти местности с городом, едва могут, при сокращенном зимнем расписании поездов, перевезти всех желающих"
Непонятно когда между станциями Удельная и Шувалово стали остонавливаться поезда, но советский справочник начала восьмедесятых относит появление остановочного пункта к 1879 году, то есть спустя девять лет после начала пассажирского сообщения между Петербургом и Хельсинки.
*Обратите внимание на чертеж - на нем изображено здание со стороны вокзальной площади.
Станция Озерки была построена в связи с открытием между двух озер - Среднего и Верхнего - Озерковского театра с концертным залом, рестораном, эстрадой, где звучала концертная музыка и играл военный оркестр. На горке возвышалась башня, с которой открывался вид на окрестности. В театре устраивались семейные вечера, ставились любительские спектакли, в частности для детей. Арендовали театр и профессиональные артисты. Здесь же, близ Большой озерной улицы, была организована лечебница доктора В. И. Афанасьева "для пользования различного рода ваннами (серными, паровыми, солеными и др.), душами, растиранием, массажем, лечебной гимнастикой, минеральными водами для страдающих нервными, хроническими и худосочными болезнями" . Рядом, на Береговой улице, появился амбулаторный пункт А. А. Оппенгейма. На Большой Озерной, на месте почти полностью снесенного кинотеатра "Озерки", был сад Браунса с летним залом, скетинг-ринком, тиром и эстрадой, впоследствии носивший название "Шантеклер". Озерковский театр славился концертами, спектаклями, привлекая большое число зрителей, приезжавших специально из Петербурга.
Все это и послужило причиной появления специального стационарного здания, которое соединялось с территорией театра и лечебным комплексом крытой галереей, так называемой аллеей Оппенгейма. Здание станции Озерки было построено по проекту
Бруно Фердинанда Гранхольма в 1902 году.
Вокзал был двухэтажным. Первый этаж, занятый служебными помещениями, был каменным, фасад выполнен облицовочным кирпичом. Оконные проемы разные по форме и размерам с клинчатыми перемычками. Над входами металлические кованые зонтики. Второй этаж деревянный, рубленный с облицовкой вагонкой, которая создавала рисунок из обшивки. По обшивке накладные деревянные детали имитировали фахверковую конструкцию. Здание со стороны перрона имело симметричный плоский фасад с небольшими креповками первого этажа и с повышенной средней частью второго этажа.
Фасад в сторону озер отличался асимметричной живописной компоновкой объемов, имел характерную расстекловку оконных переплетов, форму и расстекловку дверей. Активную роль играли слуховые окна на кровле. Между первым и вторым этажами выявлялся уступ, который был завершен горизонтальной тягой - карнизом над объемом первого этажа. Цоколь и ступени входов - из гранита.
Вот так вокзал выглядел еще в 1991 году. Это был последний год, когда здание использовалось по назначению. На следующий год оно было арендовано коммерсантами. По некоторым данным здесь расположилась швейная мастерская. Вскоре в здании произошел пожар в результате которого сгорел деревянный второй этаж.
Наши власти, вместо того, чтобы восстановить памятник архитектуры, возвели некий навес, а окна и двери попросту заколотили железом или заложили кладкой:
Существуют споры насчет того чем являлись пристанционные постройки у вокзалов в Шувалово и
Парголово, но в Озерках достоверно известно, что это было здание... одноэтажной каменной сауны. Кстати вот и оно, в его нынешнем виде:
А вот оно с другой стороны и если взглянуть чуть повыше:
И наш памятник архитектуры, вид с южной стороны:
Делаем несколько хитрых движений и смотрим в окошко с отогнутым листом металла на то, что творится у нас внутри:
А вот лестница, ведущая на несуществующий второй этаж:
Пролезть в этот проем невозможно, поэтому отправляемся смотреть на вокзал с другой стороны. Большая часть вокзала огорожена забором, частью железнодорожным, частью Элитного жилого комплекса "Аксиома", на чьей территории сейчас по факту и находится здание вокзала:
Перелезаем через железнодорожный забор и осторожно обходим строительный мусор и человеческие, pardon moi, фекалии
А вот и наша сауна, точнее...
Ну и теперь десерт) Взгляните на эту открытку: начало двадцатого века, наверняка счастливые люди в ожидании поезда, западная сторона вокзала:
А теперь на эту фотографию: начало двадцать первого века... восточная сторона вокзала:
P.S. Здание сгорело в 1993 году, но авторский проект фасадов, генплан архитектора Бруно Грангольма, инвентаризационные планы и фотографии дают возможность воссоздания вокзала в полном объеме, так как он был построен без отступлений от разработанного архитектором проекта. Вопрос надо ли это кому-то? Скорее всего его постигнет судьба уже снесенного на территории ЭЖК "Аксиома" кинотеатра постройки 50-х годов в стиле сталинского вампира. По крайней мере ничего хорошего не предвещается точно...