29 января - 108 лет со дня рождения выдающегося эпидемиолога и иммунолога, академика АМН СССР
Петра Николаевича Бургасова (29.01.1915 - 26.09.2006). Человек уникальной судьбы, в 2000-х годах он оставался
последним из учёных, занимавшихся исследованиями бактериологического оружия в СССР.
О таких обычно говорят: «он слишком много знал». А знал и повидал на своём веку
Пётр Николаевич действительно немало.
В начале 1950-х его непосредственным начальником был Лаврентий Берия, лично курировавший их секретную спецгруппу.
В течение 21 года - с 1965 по 1986 год (на которые пришлись вспышки холеры Эль-Тор в Астрахани, Ростове-на-Дону и Одессе, свердловская эпидемия «сибирской язвы» и несколько других «засекреченных» трагедий) генерал Бургасов был главным государственным санитарным врачом Советского Союза и возглавлял борьбу с этими страшными эпидемиями.
Незадолго до смерти военный медик издал книгу «Я верил…» тиражом всего тысячу экземпляров...
В своей книге и в нашем с ним интервью генерал Бургасов утверждал, что считает своим долгом открыть правду
об убийстве Берии. Не о расстреле, а именно об убийстве.
Как? Он не знал официальной версии? Разумеется, знал прекрасно.
Она такова. Якобы 26 июня 1953 года во время совещания Совета Министров СССР Лаврентия Берию арестовала группа генералов во главе с маршалом Жуковым. 23 декабря того же года его судили (есть стенограмма Специального судебного Присутствия Верховного суда СССР под председательством маршала И. С. Конева с «последним словом Берии»),
приговорили к «высшей мере». И в тот же день в бункере штаба Московского военного округа расстреляли,
а тело сожгли в печи 1-го Московского (Донского) крематория.
Пётр Николаевич подобный сценарий отрицал категорически. Значит, были на то веские основания.
Какие? Во время нашего интервью он жёстко сказал: «Более 50 лет я живу с ощущением, что сначала свершилось беззаконие, затем всем нам подло соврали, а факты сфальсифицировали. Ни у меня, ни у моих коллег все эти годы не было никаких сомнений, что Берию убили. Причём убили зверски, без суда и следствия во время ареста в его особняке на Малой Никитской улице, и этому были свидетели. Правда, сейчас я, пожалуй, остался единственным свидетелем тех трагических событий. И прожив долгую, трудную и содержательную жизнь, я не могу уйти в «потусторонний мир», унеся «тайну» этого убийства».
«26 июня 1953 года примерно в три дня у нас в отделе появился сын Лаврентия Павловича Серго, и зашёл в кабинет Ванникова (Борис Львович Ванников - начальник Первого главного управления при СНК СССР, руководитель «атомного проекта». - авт.). Помню, я удивился. Во-первых, инженер-полковник Серго Берия - он занимался ядерным оружием и космосом - раньше никогда не появлялся днём. Младший Берия и академик Курчатов (которые, как мне казалось, были неразлучными друзьями) посещали спецгруппу регулярно в час-два ночи, не раньше, а потом также исчезали - чтобы успеть на доклад к Сталину, который уезжал из Кремля ровно в три. Позже я зашёл к Ванникову, чтобы выяснить необычную ситуацию. Тот сидел мрачный, обхватив голову руками. Потом прошептал: «Случилось большое несчастье. Несколько часов назад в своей московской квартире прямо в кабинете расстрелян Лаврентий Павлович!»
Оказывается, днём Берии-младшему позвонил его знакомый лётчик и сообщил: за оградой особняка на Малой Никитской стоят военные машины, а по территории ходят автоматчики. Ванников с Серго тут же поехали туда: действительно - двор полон военных. Один из офицеров рассказал, что полчаса назад из дома на носилках вынесли труп, закрытый плащ-палаткой. Пальба была такая, что все стёкла в кабинете Берия были выбиты…»
...
Из книги Петра Бургасова «Я верил…»:
«О Берии много написано, сказано, я читал… Да, наверное, было в его, так сказать, анамнезе, что может быть недостойно человека, но я должен сказать, что расстрелять крупного государственного деятеля без суда и следствия можно только от страха перед событиями, которые угрожали многим тогда в правительстве. Я не могу поверить, что у него руки были в крови до такой степени, что требовалась немедленная расправа. Зачем понадобилось Хрущёву врать, обманывать народ и мировую общественность о якобы аресте Лаврентия Павловича, который совершали известные генералы и возглавлявший их Георгий Константинович Жуков, Маршал Советского Союза, признанный военный стратег?
Между прочим, что бы там сегодня ни писали, могу сказать о Берии только самые хорошие слова. С точки зрения порядка мы, наверное, уже никогда не достигнем того, что было при нём. Это был настолько щепетильный и аккуратный человек в решении и исполнении всяких директив, это было что-то невероятное. Это был умнейший и честнейший человек, патриот с большой буквы.
Я уж не говорю о том, что именно под его руководством была создана спецгруппа, в итоге создавшая самое мощное бакоружие в мире - невероятное по своей силе».
http://znatech.ru/proekty/rodnoe_gosudarstvo/kak_akademik_burgasov_stranu_ot_amerikanskogo_bakteriologicheskogo_oruzhiya_spasal_chast_1_ubijstvo_berii_i_spasenie_aktera_vici/