Минский автомобильный завод показал, как можно обходиться без импортных комплектующих. Он вышел на технологическую независимость, создав линейку техники с комплектующими, замещенными на производствах Беларуси, России и других дружественных стран. Это позволило МАЗу сохранить объемы производства и даже немного нарастить их.
До недавнего времени на городских автобусах МАЗ второго поколения стояли двигатели, коробки передач, передние оси и ведущие мосты немецких и американских компаний. Больше эти узлы и агрегаты недоступны производителям из Беларуси и России. Однако такой поворот событий не застал МАЗ врасплох, потому что предприятие всегда делало ставку на собственные разработки. Уже созданы и сертифицированы новые модели пассажирской техники с альтернативной агрегатной базой. Двигатель, трансмиссия, передняя портальная ось - все изготовлено на отечественных заводах.
Главный конструктор ОАО «МАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» Александр Мышко вспоминает, как на заводе начинали с выпуска немецких машинокомплектов, но быстро поняли: это не то, что нужно нашим перевозчикам, и решили делать все свое:
- Со временем выработали необходимые компетенции по конструированию собственных узлов. В 1996 году на выставке в Москве немецкие производители были очень удивлены, увидев нашу технику. Их опыт показывал: даже у развитых автомобильных компаний уходило не менее семи лет на освоение выпуска по лицензии. Нам же удалось сделать это за пару лет. Сейчас мы были морально и технически готовы быстро найти замену тому, что стало недоступным с 2021-го.
Уже около года завод производит технику, которая никак не зависит от политики недружественных стран. Эта работа ведется по двум направлениям. Во-первых, поиск поставщиков сложных изделий, которые не могут быть быстро освоены в Беларуси и России. Во-вторых, выпуск недостающих узлов и механизмов на собственных заводах. И сделано в этом направлении немало. Уже удалось освоить достаточно сложные электронные системы, включая систему управления электрооборудования автобуса. Она ничуть не уступает использовавшимся ранее французским аналогам. А антиблокировочные системы тормозов на постсоветском пространстве делаются только в Беларуси.
В части электрооборудования импортозамещение началось раньше, чем появился сам термин. Существующие на рынке устройства в большинстве случаев не подходят под нашу технику из-за специфических требований заказчика или эксплуатирующей организации. Наши изготовители прорабатывают техническое задание и выпускают электрооборудование своими силами. Этот механизм был отлажен, поэтому отсутствие белорусского или российского аналога электронных устройств больших проблем не вызвало.
- В 2021-м мы произвели 1441 единицу пассажирской техники. Большая часть реализована в СНГ. В этом году выйдем на показатель около 1600 единиц.
Говоря о выгодных контрактах, Александр Мышко отметил, что в первом полугодии МАЗ поставил в Санкт-Петербург около 900 новых газовых автобусов, которые были разработаны в сжатые сроки:
- Россия была и остается нашим основным партнером. Там востребована вся МАЗовская линейка пассажирской техники: дизельные модели, газовые на сжиженном топливе, троллейбусы, электробусы. Для небольших населенных пунктов с узкими улочками пользуются спросом автобусы среднего класса, для крупных городов - «гармошки», в последние годы растет доля электротранспорта.
Причем все модели спроектированы на одной базе, что гарантирует удобство эксплуатации, - единые запчасти, единая сервисная служба и навыки обслуживающего персонала.
Сейчас МАЗ готовит к серийному выпуску автобусы третьего поколения в антисанкционном исполнении. Они будут работать на дизельном топливе, природном газе и сжиженном метане. Например, вместо МАЗ-251 станут производить туристический МАЗ-350. Его пассажировместимость повысили с 44 до 68 мест.
На базе дизельного автобуса третьего поколения МАЗ-303 создан экологичный электробус с максимальной унификацией по узлам, агрегатам, элементам облицовки и электронным системам. Важная особенность его конструкции - наличие электрического отопления, что обеспечивает абсолютную экологичность данной модели. Заряда батареи модели хватает на 300 километров, рассказал специалист:
- Параллельно развиваем электрическую тематику. Первые электробусы были европейской комплектации, новые - отечественной. На импортных деталях мы разобрались, как проектировать и производить. Используя этот опыт, адаптировали комплектацию под себя, сделали ее менее капризной. Технические характеристики при этом остались прежними, а цену удалось снизить.
Промышленная партия дизельных автобусов и электробусов уже успешно эксплуатируется, серийные поставки начнутся со следующего года. Кроме поставок в страны Таможенного союза, предприятие стремится осваивать и абсолютно новые рынки.
http://maz.by/media/news/2022/11/02/maz-za-2022-god-planiruyet-proizvesti-boleye-1600-yedinits-passazhirskoy-tekhnikihttp://maz.by/media/news/2022/11/02/maz-za-2022-god-planiruyet-proizvesti-boleye-1600-yedinits-passazhirskoy-tekhniki