Свинцоборцы или откуда берутся аккумуляторы

Dec 29, 2019 09:00

 В 2018 году в Беларуси было продано 52 835 новых автомобилей. По итогам 2018 года в Беларуси насчитали чуть более 3 млн легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан. Это на 58 300 авто больше, чем было зафиксировано в 2017 году.
Таким образом, на 1000 жителей приходится 320 легковых автомобилей.
Общее же количество транспортных средств в Беларуси, включая автобусы и грузовые автомобили, - 3 млн 615 тысяч 833 единицы.  (численность населения на 2018 год составляла 9 млн 501 тысяча 368 человек)



По числу автомобилей на 1000 жителей Беларусь занимает среднюю позицию в рейтинге автомобилизации стран мира.
В Европе самым автомобилизированным государством является Люксембург. Там на тысячу жителей приходится 654 автомобиля.
В известной своим автопромом и идеальными дорогами Германии этот показатель составляет 556 машин.
В России на тысячу жителей приходится 288 машин,
в Украине - 215,
в Литве - 415,
в Польше - 571. Белорусская ситуация с обеспеченностью автомобилями похожа на латвийскую - там на тысячу жителей приходится 338 авто.
отсюда



valery-brest-by-Валерий ЦАПКОВ: Два года свинцоборчеству в Бресте

Свинец из детства
Когда-то в Бресте возле железнодорожного моста была замечательная свалка цветных металлов. Школьниками мы порой ходили туда в поисках магния от самолётных колёс, доводилось и свинец утаскивать. Да и на промышленных свалках на окраинах города найти старые аккумуляторы было не проблемой. Нынешние школьники, возможно, и не знают, каково это - на костре плавить свинец, а потом его по формочкам разливать… Пожалуй, и хорошо, что современным ученикам это недоступно: в городе чисто, а туда, где собирают цветной металл, посторонним не пробраться.

А вот теперь зададим себе вопрос и попытаемся на него ответить:
сколько в Беларуси автомобильных аккумуляторов?
Самый простой ответ - сколько машин, столько аккумуляторов. Статистика утверждает, что у граждан в собственности зарегистрировано три миллиона легковых автомобилей. Прибавим сюда грузовые машины, автобусы, тракторы у деревенских жителей, танки и боевые машины у военных… Вряд ли мы принципиально ошибёмся, если назовём цифру четыре миллиона.
А каков срок службы аккумулятора? Гарантийный, как правило, 24 месяца. Но может работать и дольше. И если предположить, что каждому владельцу машины повезёт, то один аккумулятор нужен на четыре года.
Итак, по всей Беларуси потребность в свинцовых аккумуляторах - один миллион в год. И откуда же они берутся?
Опять же - куда ежегодно девается 1 миллион старых аккумуляторов?

Импорт - 874 тысячи в год
Белстат знает всё. Каждый год публикуют сведения об экспорте и импорте по всей товарной номенклатуре. Заглянем и найдём нужную строку - «Импорт свинцовых аккумуляторов для поршневых автомобилей». Наш сугубо приблизительный подсчёт тут же находит подтверждение.
Вот сведения за 2016 год: ввезено 874 тысячи штук на 36,8 миллиона долларов, по средней цене 42 доллара за штуку. Из них ЕС поставляет 515 тысяч, но больше всего Польша - 376 тысяч.
Итоги за 2017 год ещё не подведены, но есть сведения за десять месяцев:
775 тысяч на сумму 38,4 миллиона долларов, при средней цене 49,5 доллара за штуку.
Из стран ЕС поступило 457 тысяч. Но львиная доля снова же пришла из Польши - 329 тысяч.
Здесь мы совершенно оставляем в стороне тему альтернативной «зелёной» энергетики. Любители её традиционно обходят вопрос, сколько нужно свинцовых аккумуляторов с солнечными элементами для полей.



ПОЛЬСКИЕ АККУМУЛЯТОРЫ - Centra Futura CA456 (45Ah), 390A

Куда течёт свинец?
Теперь пару слов о том, куда же девается свинец из отработанных аккумуляторов. Сейчас налажена довольно стройная система сбора и утилизации вторичных сырьевых ресурсов, глубина их переработки повышается. Мусор иногда называют «нефтью XXI века». У нас успешно работает лучший в Беларуси завод по переработке мусора. Что же касается цветных металлов - поезжайте на улицу Дворникова и сдайте старый аккумулятор, там его примут и деньги заплатят. Есть в Бресте и частные предприятия, которые принимают старые аккумуляторы в зачёт стоимости нового. Названий этих фирм не даём. Мы в данном случае рисуем лишь общую картину, как бы круговорот свинца в природе.
Можно предположить, что если почти миллион аккумуляторов мы ввозим, то, наверное, свинец вывозим?
Так и есть. Заглядываем в те же сводки Белстата и читаем:
в 2016 году на экспорт ушла 8981 тонна по 1820 долларов за тонну.
Два главных покупателя: Польша - 4857 тонн и Великобритания - 3443.

Стало любопытно, сколько аккумуляторов можно сделать из этого свинца. Опять же немного округлим, чтобы прояснить суть дела. Обычный аккумулятор в 55 ампер­часов весит примерно 15 килограммов, чистого свинца в нём около трёх кило, в соединениях - приблизительно десять.
Получается, что из свинца, который идёт на экспорт, можно сделать почти 700 тысяч аккумуляторов. Это в значительной степени перекроет вынужденный импорт. Так почему бы их не делать у нас?

Адам Смит всё знал…
Тут уместно вспомнить «Евгения Онегина». Были там яркие строки, в которых автор охарактеризовал интеллектуальные способности своего героя:
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.

Как видим, и Пушкин кое-­что об экономических спорах той эпохи слыхал. Да, так и было: Адам Смит убедительно доказал, что государство должно заниматься переработкой сырья, тогда оно получит больше прибыли. Уточним лишь такую деталь: он это советовал для родной Великобритании. А вот молодым американским штатам, которые только пытались выбраться из¬под британской опеки, он категорически не советовал этим заниматься. Штатам он рекомендовал сосредоточиться на вывозе сырья в метрополию, а уж там его превратят в дорогие товары.
Вспомнились 90¬е годы, начало которых я провёл в Литве. С крахом СССР молодые прибалтийские государства вдруг превратились в крупнейших экспортёров металла. Дешёвое сырьё дало второе дыхание машиностроению Швеции и Германии.
Похожая ситуация сейчас и в некоторых соседних государствах. Украина обеспечила страны ЕС не только дешёвой рабочей силой, туда хлынули эшелоны с лесом и металлом. Предприимчивые - выиграли, недалёкие - проиграли.
Не будем никого упрекать, просто эти процессы надо видеть за политической трескотнёй. И тут пора переходить к брестским делам.



Фото: Аккумуляторный завод ООО "АйПауэр" мощностью 2 млн условных аккумуляторных батарей в год возведен в СЭЗ "Брест" в районе аэропорта. Распоряжением председателя Брестского облисполкома от 14 июня строительство аккумуляторного завода в свободной экономической зоне "Брест" было остановлено до устранения недостатков. Производственную деятельность в настоящее время ООО "АйПауэр" не осуществляет.

Плюмбум пошёл в политику
Первая неделя нового года ознаменовалась информационным шумом, который раздался с восточной окраины города. То ли праздничные салюты кого¬то разбудили, то ли желчь от застолья взыграла, но кто-­то вдруг заметил, что в СЭЗ «Брест» строят завод по производству автомобильных аккумуляторов. Причём этой новости уже почти два года. Кто не верит - «Гугл» в помощь.
Эту тему подхватили СМИ страны¬поставщика аккумуляторов к нам, что совершенно не удивляет. А вот то, сколько вокруг этого домыслов и сознательных преувеличений нашими поверхностными критиками, впечатляет. Уже нашёлся кандидат на предстоящих местных выборах, который будет запугивать горожан свинцом. Ещё месяц назад ни сном ни духом не знал о теме - и вот загорелся…
Вспомнилось, что, когда пластиковые окна только завоёвывали рынок, конкуренты¬«деревянщики» пугали публику: «для производства пластика используется свинец». Да, вроде как используется. И что?



Фото-https://kurjer.info/2018/05/06/protest/. Анархисты в масках и с дымовыми шашками и транспарантом «Нет заводу АКБ» перекрыли три полосы трассы М1 на выезде из Бреста.

С темой строящегося аккумуляторного завода под Брестом искусственно «сшивается» новый завод по производству целлюлозы и картона в Солигорске. Он только делает первые шаги, но вот кто ударит по импорту бумаги и экспорту лесного сырья! Адам Смит, если бы это касалось Великобритании, одобрил бы. Но нам он посоветовал бы другое: «Зачем вам производить аккумуляторы и бумагу? Продайте нам лес и свинец, потом купите у нас готовую продукцию». Можно предположить, что будущие предприятия по производству биодобавок для сельского хозяйства, значительная часть которых до сих пор импортируется, тоже вызовут немало упрёков.

Ещё стоит напомнить об информационном шуме вокруг строящейся АЭС. Сходная ситуация - за нагнетанием страхов прячутся просчёты наших соседей.

Заметим, что необходимость соблюдать экологические требования и установленные процедуры обсуждения проектов объективно существуют.
Но за внешне привлекательными лозунгами о чистоте окружающей среды может прятаться как невежество, так и жёсткая конкуренция между государствами.

Беларусь, авто, экономика, ложь и правда

Previous post Next post
Up