Гоночные МАЗы прибыли в Перу, где в начале января стартует "Дакар-2019"
https://sputnik.by/sport/20181227/1039349705/Gonochnye-MAZy-pribyli-v-Peru-gde-v-nachale-yanvarya-startuet-Dakar-2019.html
Впечатления начальника и капитана «МАЗ-СПОРТавто», серебряного призера ралли «Дакар-2018» Сергея Вязовича.
Какие-то изменения предприняты на машинах после гонки в Туркменистане?
- Два автомобиля, мой и Алексея Вишневского, мы доводим до той комплектации, в которой я выступал на «Шелковом пути» и в Туркменистане. Нам очень понравилось, как ведет себя машина со смещенными двигателем и центром тяжести, поэтому надеемся, что успеем перестроить автомобиль Алексея. Чешский двигатель «багира» его автомобиля уже прошел ремонт на родине, сейчас там же на обслуживании находится мотор моей машины.
Было также решено, что Александр Василевский также будет выступать на своем старом автомобиле. Для того чтобы он был допущен к участию, нам пришлось уменьшить мощность тутаевского двигателя (его объем составляет 18 литров, поэтому не подходит под регламент соревнования). Мы поставили рестрикторы (устройства, которые ограничивает вход воздуха в турбонадув) меньшего диаметра, тем самым понизив мощность мотора. Для нас очень важно участвовать тремя автомобилями, поэтому его болид придется использовать в такой конфигурации, и теперь он может быть допущен к участию. Сейчас автомобиль Василевского полностью готов.
Но если на машине Василевского уменьшилась мощность двигателя, то и поедет он медленнее?
- В этот раз предстоит очень специфическая трасса - перуанские пески. Его автомобиль потеряет мощность на высоких оборотах. Движение в песках не должно повлиять на стиль вождения Александра. К тому же, там не нужны большие мощности, разгон до высокой скорости, а необходимо преодолевать встречающиеся на пути преграды - он с этим неплохо справляется. Единственное, где может быть не совсем комфортная для Александра езда - затяжные, длинные подъемы, на которые нужно заходить с большими скоростью и мощностью. Но мы надеемся на его опыт, потому что для нас в этом году выставить на «Дакар» 3 автомобиля - единственный вариант.
Думаю, многие заметили, что в последнее время экипаж Александра Василевского на гонках уже традиционно приезжает последним из белорусских автомобилей. Почему тогда для вас так важно выставить именно три экипажа?
- Так получалось только в последние несколько гонок - это не традиция. Даже если взять одинаковую подготовку пилотов (хотя она всегда отличается), не надо забывать, что мы выступаем на автомобилях разного поколения. К примеру, на тренировках мы с Алексеем садились в его автомобиль, на котором я ранее выступал. Несмотря на то, что визуально машины практически не отличаются (а для большинства болельщиков они вообще не отличаются), они кардинально разные.
На машине Василевского физически гораздо сложнее ехать, он тяжелее переносит бездорожье, сложнее управляется, имеет не такое легкое рулевое управление - то есть особенности управления объективно не позволяют ехать в таком же темпе, как на более современных машинах.
Говоря о том, как хотелось бы выступать - Алексею Вишневскому тоже пора выходить в лидеры, учитывая его молодость и особенности организма. Вы сами видите, как складываются гонки. Если мы, к примеру, возьмем «Дакар» 2018 года, то с отставанием в примерно 3 часа мы заняли второе место. А в 2017 году мое отставание от лидера было таким же (поломка компрессора в один из дней выкинула из ТОПа), но пришли мы даже не в десятке лидеров. Учитывая специфику нынешнего «Дакара», скорость вряд ли будет основополагающей в борьбе за победу, и шансы у экипажа Василевского примерно такие же, как у нас.
Вторая сторона медали - это взаимовыручка. Она очень важна на любой гонке, особенно такого уровня. В 2019 году мы снова собираемся бороться за подиум и понятно, что придется в некоторых моментах рисковать. Поэтому чем больше автомобилей мы выведем на старт, тем больше шансов, что кто-то из нас избежит сложных ситуаций или поможет другому.
Приводя в пример команды мирового зачета, такие как «Ивеко», «КАМАЗ-мастер», - они участвуют сразу четырьмя экипажами. Но, как правило, за победу борется кто-то один, а остальные в этот момент стремятся попасть в ТОП-10. Поэтому, не только качество, но и количество очень важно.
Из наименований контрольных точек в маршруте предстоящего «Дакара» складывается впечатление, что гонка будет похожа на предыдущую. Но вы говорите, что она сильно отличается. В чем же разница?
- Песков больше. В прошлую гонку мы прошли Перу за 5 дней, а потом вышли на другое покрытие. Но весь нынешний «Дакар» пройдет по пустынной территории - это сложно. Сначала мы поедем по пескам в одну сторону, а потом развернемся обратно.
Особенность такого покрытия в том, что у песков есть твердая сторона, и наветренная. Она мягкая и по ней нельзя подняться - только спуститься. И исходя из того, в какую сторону организаторы закрутят маршрут, либо в начале, либо в конце нам придется проехать через мягкую сторону песков. Это серьезно усложнит маршрут.
Пески двигаются, ветер каждую секунду переносит песчинки с места на место - целые горы песка со временем кочуют и никогда не стоят на месте. Поэтому тот факт, что мы там были, дает нам только приблизительное представление о реальной сложности прохождения маршрута.
- Организаторы, как я понял, собираются нас все время вести по песку. Там скоростных участков вообще не бывает.
А почему вы не выставляете автомобиль капотной компоновки, как хотели по возвращении с «Дакар-2018»?
- Мы рассчитывали выехать на нем летом, но, к сожалению, сроки сборки «капотника» сместились, поменялся наш график выступлений и, соответственно, мы часто отсутствовали на заводе и не могли постоянно продолжать процесс создания машины. Машина почти готова, осталось только решить вопросы по обустройству интерьера кабины, после чего автомобиль можно будет показать журналистам и болельщикам «МАЗ-СПОРТавто».
Испытания состоятся, скорее всего, после отправки машин на «Дакар», и, надеюсь, мы презентуем первый «капотник» до Нового года. Возможно, даже приурочим это событие к традиционной пресс-конференции перед отправкой на «Дакар». Но мы уже приняли однозначное решение, что, в свою первую гонку он попадет только в 2019 году. Может это будет этап Чемпионата России.
Когда вы отправляете болиды и отправляетесь сами?
- Машины уедут примерно 18-19 ноября из Минска, а 22-23 ноября состоится их погрузка на паром в Гавре. А мы, возможно, первый раз за много лет улетим после Нового года, 2 января. Но это еще не точно. Пока что надеемся праздник провести наконец с родными.
А спортсмены, механики сейчас как-либо готовят себя к гонке физически, или только морально настраиваются?
- Мы готовимся круглый год. Наш партнер ФОК «Мандарин» предоставляет нам возможность бесплатно тренироваться в течение года, и мы ее используем. Сейчас у нас получается заниматься только несколько раз в неделю. Но скоро, в конце ноября-декабре, грядет завершающая фаза физической подготовки - ежедневные занятия спортом.
Мы посещаем бассейны, сауны, спортивные залы разных типов - используем возможности «Мандарина» на 100 %. Каждый в зависимости от того, какие у него особенности организма и переносимость нагрузок во время гонки, за столько лет выбрал программу тренировок и индивидуально занимается.
Медицинский осмотр мы уже прошли - все ребята здоровы. Надеюсь, все будут целы и здоровы в процессе подготовки, сохранят и даже улучшат физическое состояние.
Что вы ожидаете от болельщиков на Родине? Какой бы вы хотели поддержки?
- За короткий срок своего существования мы сумели получить довольно большую аудиторию болельщиков и любителей этого вида спорта. Сегодня, думаю, много людей ждут старта «Дакар-2019» и традиционно весь январь будут за нами следить. Конечно, на нас это оказывает определенное давление и обязывает показать хороший результат. Да и сами мы в нынешнем году не только на «Дакаре» подтвердили, что настроены только на высокие результаты.
От болельщиков хотелось бы понимания, особенно в сложных ситуациях. Конечно, приятно иметь группу поддержки, разделяющую с тобой успех. Но еще ценнее иметь такую же поддержку, когда нам действительно тяжело. Например, когда мы летом сошли с «Шелкового пути», все группы болельщиков нашей команды в социальных сетях были на нашей стороне, поддерживали и принимали наше решение, несмотря на то, что многие не понимали, да и сейчас до конца не понимают его, так как мы не придавали огласке настоящие причины конфликта.
Но после того как в Туркменистане мы одержали победу, мы доказали, что на «Шелковом пути» мы не испугались ни погодных условий, ни конкурентов. Мы были просто не согласны с тем, что там происходило на момент гонки и не стали этого терпеть. Вспоминая соревнования, когда мы только начинали, название команды или имя пилота вызывали у нас восхищение и вводили в ступор. Тогда нам казалось, что мы им не конкуренты. Сейчас такого нет. Авторитет команд остается заслуженным, но наше поведение перед ними поменялось. Мы давно не боимся других команд, наших соперников - мы их уважаем. Их нельзя недооценивать - многие из них имеют опыт намного больше нашего. Но мы не собираемся уступать и проигрывать на трассе.
Да, у нас меньше автомобилей и они разного поколения, разные по возрасту пилоты, каждый по-разному переносит гонку… много факторов, которые вроде бы играют против нас. Но мы находим внутренние резервы и мотиваторы, которые все равно выводят нас на лидирующие позиции в этом виде спорта и мы настроены на серьезную борьбу.
http://maz.by/ru/about/sport/news/2018/11/pered-otpravkoi-na-dakar-2019/