Российские зарисовки. Боровск (Часть 3)

Mar 23, 2011 09:07

Ну что же, обещал рассказать о храмах Боровска, рассказываю.

Для начала размещу карту, для путешествующих:





1
Уже демонстрировавшийся мной Благовещенский Собор (1715 г.)



Городской собор Благовещения Пресвятой Богородицы был построен в 1715г. на месте деревянного храма Николая Чудотворца. В течение столетий собор несколько раз подвергался перестройкам, в результате чего утратил свой древний облик. В 1819г. к нему были пристроены приделы Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца и колокольня. В XIX в. был сделан и иконостас храма.

2
Опять же, уже упомянутая Церковь Спаса Преображения на Взгорье (1804 г.)





Построена в 1804г. на деньги московского купца Василия Степановича Просвирьина. В 1923г. храм закрыли и стали использовать здание в качестве мельницы. Во время оккупации 1941-1942гг. храм был превращен фашистами в склад оружия и амуниции, а при отступлении они подожгли его. Какое-то время в нем продавали керосин.

3
Церковь во имя Всех Святых, старообрядческая (1906-1908 гг.)



В 90-х гг. XIX в. Всехсвятской общине, объединявшей старообрядцев, принявших Окружное послание 1862 г. и именовавшихся «окружниками», разрешили построить молельню, которая в конце 1890-х гг. была освящена. С 1908 г. молельный дом начинает приобретать внешний облик храма. К марту 1909 г. была отстроена колокольня, а 22 марта на нее подняли колокола.

4
Деревянная из прошлого поста Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы на Высоком (XVII-XVIII вв.)



Стоявший на месте церкви Покровский монастырь был основан в 1410 г. боровским князем Симеоном Владимировичем. В начале XVII в. в монастыре стояли два храма (один каменный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, второй деревянный во имя Входа Господня во Иерусалим) и деревянные кельи. Их в 1610 г. разорили и сожгли литовские люди и поляки. Жалованные грамоты царя Михаила Федоровича 1615 и 1618 гг. велели Пафнутьеву монастырю возродить Высоковскую обитель. Тогда же была поставлена новая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, деревянная, и кельи. Храм украсили предметами церковной утвари из Пафнутьева монастыря.

5

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы 1-й старообрядческой общины (1908 г.)



В 1908 г. храм был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1914 г. была построена колокольня.

6

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы 2-й старообрядческой общины (1912г.)



Храм общины старообрядцев, «не приемлющих Окружного послания», или противоокружников был освящен 18 июня 1912г. В нем находился придел святителя Николы. В 1929 г. храм закрыли.

7

Церковь во имя мучеников Бориса и Глеба (1704 г.)



По мнению профессора архитектуры М.Т.Преображенского, постройка каменной церкви Бориса и Глеба была начата в конце XVII. Согласно документам, ее возвели прихожане в 1704 г., а колокольню пристроили в XVIII в. При трапезной храма был устроен придел во имя Пафнутия Боровского Чудотворца. Храм не раз подвергался переделкам, а в 1889 г. серьезно пострадал от пожара.



8

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (село Роща)



Существующий ныне храм был построен в несколько этапов. В 1701 году здесь на погосте стояла деревянная церковь. В 1708 году на средства прихожан был возведен каменный одноглавый Храм в стиле позднего барокко. Его композиция - восмерик на двухсветном четверике с выступающей округлой целостной апсидой. Купол увенчан барабаном, завершающимся луковичной главкой. Оконные проемы обрамлены выполненными из кирпича пышными наличниками с разорванными фронтонами. Трапезная - двухскатная с выступающими фронтонами, сейчас выполняет роль зимней церкви. Колокольня увенчана высоким куполом, а барабан несет сферическую главку, вырастающую из раковины - символа Богородицы.



Около Храма находится старинный погост, где сохранились надгробия XVIII века и мраморные памятники XIX века. В Рощинском храме венчался К.Э.Циолковский.

9

Церковь Дмитрия Солунского (1804г., с.Рябушки)



Каменный храм вмч.Дмитрия Солунского с приделами св.вмч.Георгия Победоносца и свт.Николая Мирликийского Чудотворца и каменной колокольней был построен в 1804 г. на деньги прихожан и сторонних жертвователей. Вокруг храма возвели каменную ограду.

10

Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь (1444г.)



Пафнутьев-Боровская обитель являлась одним из крупнейших феодалов. Она входила в число богатейших монастырей России. Сюда делали богатые вклады известные боярские и княжеские фамилии, такие как Репнины, Оболенские, Лыковы, Щербатовы и т.д. Здесь же располагались их родовые захоронения.

Не раз монастырь посещали московские князья и цари. На деньги царя Федора Ивановича был построен главный храм монастыря, собор Рождества Пресвятой Богородицы.

Выходцами из Пафнутьев-Боровского монастыря были такие известные церковные деятели, как митрополит Макарий, основатель Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий, ученик и автор жития прп.Пафнутия епископ Ростовский Вассиан и др.

Монастырь не раз подвергался разрушению. В 1610г. его штурмовали польско-литовские войска под руководством Лжедмитрия II, в 1812г. он был сожжен французами.

На выставках, расположенных на территории монастыря, можно узнать о его истории: видеть келью, где находился в заточении талантливый писатель Древней Руси, лидер старообрядчества протопоп Аввакум; надгробную плиту с могилы боярыни Морозовой и княгини Урусовой; фресковые росписи нач. XVI-XVII в.в.; фрагменты фресок собора, расписанного Дионисием; саркофаги и надгробные памятники бывшего некрополя Пафнутьев-Боровского монастыря; уникальную фресковую роспись 1824г. на сводчатом потолке одной из келий братского корпуса, которая изображает геоцентрическую систему устройства вселенной Клавдия Птолемея.












Храмы монастыря:

Собор Рождества Богородицы (1584-1586г.)



В 1444 году здесь была построена первая деревянная церковь, освященная в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1460-х годах вместо нее строится богатый белокаменный собор. Освящен он в 1467 году и расписан был иконописцами Митрофаном и Дионисием. Собор был столь великолепен, что ему дивились даже русские самодержцы.

Просуществовал он чуть более ста лет. Между 1584-м и 1586 годами по повелению и на средства царя Федора Ивановича вместо старого белокаменного строится новый кирпичный храм. Освящен он был в 1589 году также в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Собор пятикупольный, четырехстолпный. Шлемовидное оформление куполов придало ему суровость, воинственность и грандиозность. Алтарь от центральной части собора сначала отгораживала кирпичная стена, а затем был установлен иконостас. В южной стороне алтаря за кирпичной стеной устроен придел в честь Федора Стратилата, а к северной наружной стене примыкает как самостоятельная церковь - придел Великомученицы Ирины. Эти имена взяты не случайно, приделы назывались именами Небесных покровителей - царя Федора и царицы Ирины, сестры Бориса Годунова. Кресты на соборе венчаются царскими коронами, что сделано также не случайно - собор строился под покровительством царя. Царь Федор Иванович дважды приезжал сюда на богомолье в 1592-м и 1595 годах.

За 400 лет своего существования собор много раз подвергался переделкам. В середине XVII века с южной, западной и северной сторон была построена паперть. Несколько позже растесаны окна, изменена их форма. В XVIII веке надстроены главы - вместо шлемовидных окончаний были поставлены восьмерички, чтобы приблизить собор по высоте к появившейся в конце XVII века новой высокой колокольне. В целяx увеличения площади собора в 1837 году к задней стене на место бывшей ветхой паперти пристраивается кирпичная трапезная, сохранившаяся до наших дней. В 1997 году в этой трапезной части устраивается придел в честь прп. Пафнутия.

В прошлом на стенах собора снаружи в отдельных местах была роспись, но к середине XIX века она сохранилась только над южным и северным порталами. В «Историческом описании Боровского Пафнутьева монастыря» говорится: «Ныне от той прежней живописи остаются только изображения над южными и северными дверями, под железными зонтами, и именно, над южными дверями написаны святители Пётр и Алексий Митрополиты Московские; выше их образ Рождества Пресвятой Богородицы, а по сторонам св. Антоний и Феодосий Печерский; над северными - образ преподобного Пафнутия. Но и сии изображения в недавнее время поновлены красками».





Своды центрального купола собора и четырех боковых поддерживаются четырьмя столбами, два из которых находятся в середине церкви, а два в алтарной части за иконостасом. Подпружные арки среднего купола подняты выше окружающих их сводов. Алтарь первоначально отделялся от храма каменной стеной, но позже эта стена была разобрана для большего простора в алтаре и сделан высокий пятиярусный иконостас.

В северной стене почти от самого западного внутреннего угла собора имеется дверной проем. Отсюда начинается ход в тайник, что под крышей. Лестница устроена в толще стены. Поднимаясь вверх и делая несколько оборотов, она затем продолжается в восточной стене и выходит на средний алтарный свод. Здесь устроено небольшое помещение для хранения казны или других ценностей. Такое устройство лестницы не так уж часто можно встретить в сохранившихся храмах.

Храм Рождества Богородицы сохранился до наших дней, претерпев за три с половиной века множество испытаний. В 1920-годы на территории монастыря разместились ремонтно-строительные мастерские, а собор превратился в ангар хозяйственного потребления. Хотя монастырь был зарегистрирован как памятник ансамблевой архитектуры ХV-ХIХ веков, уникальные постройки находились в аварийном состоянии. Не был исключением и храм Рождества Богородицы: сквозные трещины, зияющие на его стенах, свидетельствовали о серьезных процессах разрушения. В 1954 году в мае ночью со страшным гулом, подобным взрыву, рухнул центральный барабан собора, раздавив находившиеся там два учебных зерновых комбайна (в монастыре тогда было сельскохозяйственное учебное заведение).



Трапезная палата и церкви Рождества Христова и преподобного Онуфрия



Здание это очень сложное в плане. Здесь слились воедино колокольня, трапезная, теплая церковь Рождества Христова и церковь прп. Онуфрия, в которой после разорения 1812 года расположились келарские покои, а затем ризница.

Наиболее древняя часть - трапезная с церковью. Время их сооружения - 1511 год. Внешне они выглядят как массивное, суровое, без каких-либо излишеств и украшений, двухэтажное здание. Единственным декоративным обрамлением гладких стен служат два узорчатых пояска, выложенных из кирпича - один ниже окон - разделяет здание на два этажа, второй - завершает верх стены. Маленькие окошки, выходящие из глубины толстых стен, не имеют даже простых наличников.



Помещение самой трапезной, площадью около 260 квадратных метров, находится на втором этаже. Сводчатый потолок опирается на один центральный, выложенный из кирпича, столп. Поэтому и называют палату одностолпной.

Трапезная напоминает Грановитую палату Московского кремля. Да и построена она всего на 19 лет позже кремлевской. Не так уж много осталось в России древних зданий подобного рода, причем хорошо сохранившихся, без особых конструктивных изменений. С восточной стороны к трапезной примыкают два помещения, выполненные в одном объеме с трапезной. Это церковь Рождества Христова и келарские покои.

Колокольня представляет собой самостоятельное здание, пристроенное к северной стене трапезной. После сооружения трапезной, здесь в первой половине XVI века была построена звонница. Но в конце XVII века на её месте, с сохранением некоторых элементов основания, возводится красивейшая колокольня, сохранившаяся до наших дней. В книге монастырских вкладов сделана такая запись: «В обители чудотворца Пафнутия строена каменная колокольня из монастырского кирпича и извести, а каменщики строили наемные, а наем платил боярин князь Константин Осипович Щербатов своими деньгами».

Колокольня пятиярусная, с «восьмериком на четверике». В нижнем ярусе имеется широкая лестница, ведущая в теплую церковь, трапезную и паперть (или лоджию, как её называет М.В. Фехнер в книге «Калуга-Боровск»). Во втором ярусе размещалась ризница, библиотека. В третьем, также квадратном ярусе, были установлены часы боевые с особыми при них колоколами для перечасья. Механизм часов, размером около 1,5×1,5 м находится сейчас в музее в Коломенском, там же имеется один из сохранившихся колоколов с этой колокольни. Часы были по типу современных ходиков, две тяжелые гири опускались в шахту, идущую сквозь все три нижних яруса. Циферблат часов сохранился на месте.

Верхние два яруса предназначались для звона, причем колокола размещались в нижнем восьмигранном ярусе, где слухи, иначе голосники (предназначенные для усиления звука глиняные полые сосуды, вмурованные в своды и стены отверстиями внутрь помещения) были больших размеров, чем в верхнем, также восьмигранном. Такая форма колокольни, называемая «восьмерик на четверике», характерна для середины и конца XVII века. Как указывалось в подрядной записи, верх её сделан по образцу колокольни Высоко-Петровского монастыря, что в Москве. Но мастера каменных дел не стали повторять ранее созданного. Они развернули восьмерик так, что против плоскости четверика оказалась не плоскость, а ребро восьмерика.



В 1775 году при выполнении ремонтных работ верх колокольни переделан. Свод и фонарь (обычное круглое или многогранное сооружение с большими оконными проемами, венчающее купол или другое покрытие и служащее для их освещения) устроены по типу церкви Митрофана, которая примыкает к настоятельскому корпусу. Очевидно, в это же время были закрыты арки первого и третьего этажей. Высота колокольни от подошвы до макушки креста составляет около 55 метров.

Церковь во имя святителя Митрофана, Патриарха Цареградского



Построена церковь в 1760 году и является одним из поздних сооружений. Одноэтажная, но на высоком подклете, одноглавая, с пятигранной алтарной абсидой, церковь завершена восьмигранным глухим барабаном с шейкой, главкой и крестом. В прошлом церковь имела с трех сторон каменную паперть на столбах, которая из-за ветхости в 1792 году была разобрана. Высота церкви 30,5 м.

В подклети имеются две палаты, в одной из которых находится усыпальница настоятелей монастыря. Церковь имела два входа, один с южной стороны через крытое крыльцо на соединенных арками кирпичных столбах, второй - из настоятельских палат.

Церковь Илии Пророка и больничные палаты



Когда построено это здание - точно не установлено, но во Вкладной книге за 1670 год написано: «Боярыня княгиня Мария Мироновна, да сын ея князь Иоанн Борисович Репнин дали на строение каменной церкви с больницею денег пятьсот рублей».

Церковь Ильи - одноэтажная, небольшого размера, квадратная в плане, с алтарем, устроенным полукружьем. Строительный материал - тяжеловесный кирпич. С западной стороны к церкви примыкает больничная палата, а с  северо-западной - трапезная с небольшой кухней. Церковь, трапезная и больничная часть строились не единовременно, а с некоторыми разрывами во времени, что видно по стыкам этих частей здания. Между церковью и больничными палатами устроен «слуховой проем», заставленный металлической решеткой. Сделано это для того, чтобы больные, находившиеся в палате, могли слышать и видеть церковную службу.



Фасады церкви не имеют декоративной обработки, кроме кирпичного валика по стенам. Окна небольшие, глубокие, ушедшие в толщу стен, с дугообразными перемычками, с наружными и внутренними откосами. Такая форма оконных проемов, как и в основной трапезной, с которой мы уже познакомились, способствовала увеличению естественной освещенности помещений. Небольшие размеры окон обеспечивали меньшее охлаждение этих помещений.

В посте использованы материалы с сайтов:
http://www.borovsk.org/
http://www.pafnuty-abbey.ru
http://www.borovsk-1358.ru

Ну вот, наша небольшая экскурсия по Боровску в трёх частях завершается. О каких городах вам ещё хотелось бы услышать? Если я в них был и у меня есть оттуда материал, с удовольствием расскажу :)

А напоследок ещё несколько панорам Боровска






Источник

Боровск, архитектура, Калужская область, Россия, фото, храмы

Previous post Next post
Up