29 мая на Дону, в станице Еланской, что недалеко от легендарной Вешенской прошел большой казачий праздник.
На территории усадьбы, почти легендарного в казачьих кругах предпринимателя, собирателя казачьей старины и казачьей истории Владимира Мелехова, состоялось торжественное открытие памятника «Казачке - матери», на который съехались казаки со всей страны.
Несмотря на жаркий майский день, в отличие от многочисленных гостей праздника, казаки были по полной форме. Красные лампасы донцов, желтые - астраханцев и забайкальцев, синие бешметы терцев и «кубанки» с красным верхом вызывали ощущение, что история России, и ее верных сынов - казаков воплотилась в этом торжественной строе. Статью и формой выделялись казаки, одетые в форму казачьих подразделений позапрошлого столетия, для участия в реконструкции жарких баталий былых времен. Но ни у кого, глядя на них, не повернулся бы язык пренебрежительно бросить - «ряженые».
В этом строю не было реестровых и нереестровых. Не было разделения на поколения старых усатых казаков, не утративших в двадцать первом столетии тот неповторимый образ и осанку мужчины - землепашца и воина, и молодых казаков, подтянутых, и явно гордящихся тем, что они принадлежат к этому, проверенному временем братству. Не вызывали снисходительной улыбки даже подростки, на чьих угловатых плечах форма выглядела мешковато, а усы еще не могли подчеркнуть то особое выражение лица - слава Богу, что мы казаки.
Открытию памятника предшествовал молебен, который совершил с небольшим хором прихожан православный священник из станицы Еланской отец Михаил.
Несмотря на то, что среди казаков были и те, кого поиск какой-то своей правды и древних традиций привел в современное язычество, их голоса слились со всеми во время пожелания «многие лета» православным иерархам и устроителю праздника. В этот момент истины многочисленные участники праздника, а их было не мене 3 тысяч, всей душой понимали - праздник посвящен самому священному для всех религий и верующих символу - матери - дарительницы жизни.
Выступающих будет немного - жарко, и Мелехов отрыто сказал об этом, жалея казаков в форме, гостей праздника и не теша своего тщеславия. Поздравить участников праздника было много желающих. Но и тех единичных ораторов было достаточно, чтобы понять всю трагедию семьи, имеющую семь сыновей и потерявшую расстрелянного кормильца. Ужас тех, первых концлагерей начала 20-х года, куда комиссары сгоняли в открытое поле казачьи семьи осенью и оставляли их там до весны.
Первыми погибали старики и дети, а выживших использовали на тяжелых работах, отсрочив их безжалостную кончину. Ко всем этим деяниям, опьяневших от русской крови «свердловцев», по всем канонам международного права можно смело применить термин - геноцид.
Когда детвора, по просьбе В.Мелихова стянула ткань покрывающую памятник, многие казаки не стеснялись своих слез. Талант скульптора - русского патриота К.Чернявского, духовного последователя известного в России скульптора, почившего в бозе и славе В.Клыкова, сделал не нужными даже сказанные от чистого сердца слова.
Нет рядом отца, вооруженного защитника. То ли погиб в бою, то ли расстрелян, то ли арестован или потерялся на полях сражений. Мать, сложившая пальцы для крестного знамения защищает своих сыновей силою веры и материнской любви.
И никакая вражья сила не заставит ее изменить свою веру, отнять ее у детей. Ни вчера, ни сегодня, ни завтра. Юные казачата, прижавшиеся к материнской юбке, до конца дней своих не забудут материнский урок человеческого достоинства, взращенного на традициях своих казачьих предков.
Защищенный силой молитвы матери меньшой, сжимает деревянную лошадку. Наступит срок, прокричит сотник «на коня» и понесется он в казачьей лаве на тех, кто лишил его отца и посмел обидеть мать, которая для него сейчас и мать и родина и защита. Подрастай быстрей казак! Мать Родина надеется и ждет.
За скульптурной группой вдали тихо несет свои воды Дон и сама природа только подчеркивает глубину художественного замысла. Застыли в бронзе мать и ее двое сыновей, но они и символ, и отголосок судеб тысяч конкретных живых уроженцев Дона, да и не только него. И на Кубани и на Тереке, Волге и Яике и на берегах многих больших и малых рек необъятной России могли бы стоять памятники казацким матерям.
Грело душу на празднике, что не только казаки гордились дедовскими шашками, кинжалами и наборными поясами на черкесках. Казачьи ансамбли
соревновались в старинных песнях и терские нарядные казачки из станицы Ессентукской не уступали своим донским подругам в их знании и исполнении. Над Доном песни терцев тоже раздавались. Праздник прошел на славу.
Но не забыли провести атаманы Кавказской казачьей линии свой совет, на котором приняли окончательный вариант документов, обсуждаемых 8 мая в подмосковном Подольске. Что говорить, тревожная ситуация на Юге страны, а казаки всегда на страже. Вот и приняли единогласно казаки обращение, подготовленное атаманами линии и общественно-политическим движением РЕКА (Русское Единство Кавказа) ко всем собратьям. Как говорится, от праздника к делу.
Сергей Попов. Член союза журналистов России.
Обращение
совета атаманов Кавказской казачьей линии и участников общественно-политического движения РЕКА (Русское Единство Кавказа)
к русским, славянским, казачьим, ветеранским и патриотическим организациям Юга России.
Все патриоты России убеждены, что против цивилизационного кода русских ведется жесткая идеологическая война. Как с самим понятием «русский народ», так и с институтами русского национального самосознания, основанными на православной традиции.
Будущее русских, казаков и других славян на Юге России, прежде всего в его Северо-Кавказском регионе, оказалось по угрозой, в связи с усилением национального и религиозного радикализма в республиках Северного Кавказа, а также идеологической дерусификации на федеральном уровне;
Участники совета призывают оставить разногласия и сплотиться всем русским, казачьим, славянским, ветеранским и патриотическим организациям в целях::
- признания русских разделенным народом и необходимости упрощенного принятия гражданства Российской Федерации для соотечественников;
- координации усилий общественно-политических сил Юга России для противостояния идеологической дерусификации страны, русофобии и ксенофобии. Слово русский должно занять свое достойное место в Конституции Российской Федерации;
- нейтрализации антирусской политики, проводимой известными либеральными кругами страны. Участники семинара считают, что Россия есть многонациональное государство, в котором русские, русский язык и культура осуществляют государствообразующую и консолидирующую роль. Для русских - это не ностальгия по «имперскому прошлому», а новая историческая ответственность в новых исторических условиях. Эффективная национальная политика в России и решение проблем этнического противостояния невозможны без разрешения проблем русского населения страны;
- создания эффективного правового и общественного механизма по защите прав русского, казачьего и другого нетитульного населения в республиках Северного Кавказа;
- проведения равноправного диалога с органами государственной власти и муниципального управления, политическими партиями, общественно - политическими, национальными и религиозными объединениями России, южного региона страны отстаивающими патриотическое начало российской государственности;
-стабилизации межнациональных отношений на Юге России на основе консолидации русского, казачьего, славянского населения, а также сохранения государственного русского языка, науки, культуры и самобытности при уважительном отношении к культуре и самобытности других народов, населяющих регион;
-организации общественного контроля адекватности и законности реакции властных структур и правоохранительных органов на преступления, связанные со сферой межнациональных отношений;
-непримиримой борьбы с коррупцией, т.е. сращения чиновников с криминалитетом, которое на Юге России является первопричиной проявлений терроризма и экстремизма, а также исхода русского, казачьего населения из северокавказского региона;
-активного участия в избирательных кампаниях федерального, краевого и муниципального уровней для содействия прохождению во власть народных представителей, разделяющих цели и задачи, изложенные в обращении.
Ростовская область, ст. Еланская 29 мая 2011 года.
(отзывы на обращение можно отсылать по эл. почте
reka-kavkaz@mail.ru (Попов Сергей Иванович - координатор общественно-политического движения РЕКА, государственный советник Российской Федерации II класса, доцент кафедры теории государства и права РГУПС 8-928-316-00-56)
Газета «Ставропольский репортер» (№ 21 (77) от 31 мая 2011 г.) (можно смотреть на сайте. Набрать название газеты на русском языке).