В 90-е годы Турция перекрывала плотинами реку Евфрат, создавая условия для экономического развития юго-восточных территорий. Прежде чем затопить древние земли, археологам давали время на раскопки.
В провинции Газиантеп уже была построена дамба, когда в 1996 году сотрудники местного музея вдруг нашли под её стеной остатки двухтысячелетнего города Зугма, входившего в Римскую империю.
Стройка была приостановлена на три года. Археологи раскапывали всё новые находки, и буквально за несколько дней до конца отпущенного им срока обнаружили её:
Женщина, жившая в первом веке. По-моему, она гипнотизирует.
Напольная мозаика.
Учёные прозвали её «Цыганка», за эти глаза. Хранится в местном музее. И её могли бы никогда не открыть.
А сколько там ещё осталось такого в землях Восточной Анатолии?
Мы привыкли думать, что римское искусство - это рафинированные венеры да аполлоны, но сотни сохранившихся в Европе и на Ближнем Востоке мозаик открывают другой мир - цветной, земной, с бытовыми подробностями.
Ещё несколько примеров. На полноту не претендую, но выбирал самое реалистичное.
Девять девушек в бикини. Пьяцца Армерина, Сицилия. Третий век, а как будто только что из фитнес-клуба.
У них гантели были, мячи. Вы знали?
Вся мозаика выглядит так, цветного изображения не нашлось в хорошем качестве
Женщины в театральных масках. Судя по всему, сцена из спектакля. Вилла Цицерона, Помпеи, второй век
Под туниками тёплая одежда, что-то вроде жилеток и кофт. Подушка на стуле, с рюшечками.
Неизвестная матрона в лёгком платье. Тоже из Помпей, а мне кажется, что прошлым летом видел её в супермаркете.
Переходим к миру животных. Собака и кувшин. Александрия, Египет, второй век.
И всё уже умел художник - и оттенки шерсти передавать, и блик на кувшине.
Подводное царство. Снова Помпеи, второй век. На галатасарайском рыбном рынке до сих пор в меню всё то же самое.
Глаза у рыб даже более выразительные, чем в натуре.
* * *
Не слишком далеко я ушёл от Турции?
А ещё любопытно, что у древних греков и римлян мозаики были под ногами, они это с Востока переняли, а византийцы переместили их на стену. Европейцы потом точно так же подобрали с пола восточные ковры.