За пару минут до начала матча на стадион вдруг проливается дождь из конфетти. Залпы цветных кусочков бумаги выстреливаются со всех сторон (видите голубые и синие пятна на трибунах?), парят в воздухе (пятна на фоне неба), и оседают на поле (пятна на траве). Из динамиков гремит марш «Фенербахче», но толпе почти удается заглушить его своим пением. И вы понимаете, что
истерия предыдущего часа была всего лишь легкой разминкой.
12. Домашний матч «Фенербахче» - это театр 52 000 актеров. Жанр - музыкально-драматический. Вокал, мимика, пластика, непосредственность и обаяние - все на уровне лучших средиземноморских стандартов. Массовка талантливо отыгрывает каждый поворот сюжета на поле - восхищается удачным финтом своего игрока, саркастически хохочет после промаха чужого. На грани гениальности исполняется возмущение поступками судьи, который, конечно же, всегда неправ. И все это делается стоя НА кресле - футбол здесь смотрят только так.
13. Эффектное начало спектакля происходит незадолго до запуска конфетти, в момент появления футболистов на поле. Стадион преображается: всю маленькую трибуну напротив накрывает полосатое полотнище с эмблемой «Фенера». Верхний ярус большой трибуны справа превращается в живую надпись «Fenerbahçe», нижний ярус - в «Since 1907». (Цветные квадраты из плотной бумаги заранее были разложены на каждое сиденье, и в нужный момент все по команде их подняли).
Видео 14. Наша трибуна тоже изображает какое-то слово. Держишь свой квадрат и думаешь: руки заняты, а какой кадр упущен! Зато это была уникальная минута, когда 52 000 турок не жестикулировали.
15. Турецкую экспрессию мы, русские, легко можем спутать с агрессией, а зря. Когда «Фенер» забивает первый гол - парень передо мной от избытка чувств умышленно толкает соседа, тот падает и валит еще десяток человек, как костяшки домино. Среди пострадавших есть и девушки. Все встают, видят виновника, окружают его - и… Эмоционально, с активными жестами, но ни разу не притронувшись к парню, что-то ему объясняют - только и слышно: «аркадаш» («друг»), «кардешим» («брат»). Он им спокойно отвечает. Потом все расходятся по местам.
16. С эмоциями по отношению к чужим им справляться гораздо труднее. Стоит какому-то футболисту «Джимбома», выбежав на бровку за мячом, слишком приблизиться к трибуне - и почти обязательно кто-нибудь оттуда бросает в него пустую пластиковую бутылку. Видно, как потом этого нервного соседи отчитывают: мол, чего творишь? А он им, судя по жестам: «Братаны, не знаю, что на меня нашло, расчувствовался». А через секунду снова грозно машет кулаком в сторону поля.
17. Никакой полиции или даже стюардов на самих трибунах нет, здесь работает самоорганизация.
18. Еще раз напомню - всё это время все они почти непрерывно поют. А их подруги пританцовывают - турчанки, по-моему, вообще не способны слушать музыку неподвижно.
19. Сюжеты некоторых песен требуют, чтобы присутствующие положили друг другу руки на плечи и начали синхронно подпрыгивать.
Весь стадион - и стар, и млад. 20. Не хуже остальных беснуется и сектор фанатов «Джимбома». То один, то другой из моих соседей периодически вспоминает о них, прекращает петь и начинает, гневно размахивая руками, изрыгать в сторону гостей проклятья. Интонация и выражение лица при этом такое: дескать, если бы мог до вас добраться - поубивал бы.
21. Матч заканчивается победой «Фенера» 4:1. Все вокруг меня вдруг отворачиваются от поля и смотрят куда-то вверх и назад. Поворачиваюсь сам и вижу над трибуной два флагштока: на одном флаг «Фенербахче», на другом - «Галатасарая». Металлический гладкий шест, метров десять, плюс высота самой трибуны. По шесту взбирается гуттаперчивый мальчик в майке «Фенера». Долезает до самого верха, оторвав одну руку, срывает вражеский флаг и бросает толпе на растерзание. Этот смертельный трюк был финалом спектакля.
22. Полтора часа после окончания матча, другая половина Стамбула, окрестности площади Таксим. Поздний вечер, темнота. В субботней толпе то и дело мелькают молодые люди в майках-репликах футбольных клубов: иногда желто-синий «Фенер», чаще бордово-золотой «Джимбом», а изредка даже парочки в разных цветах. Все эти прохожие ведут себя мирно и буднично, а чужой формы на других как будто не замечают. Бурные события с их участием на стадионе были всего лишь игрой. Игра закончена.