Оригинал взят у
lapocruiser в
Монголия. Дороги и жертвоприношения.Про дороги
Бездорожья в Монголии нет. Или почти нет. Дороги есть везде, где можно проехать на УАЗе. Но их никто никогда не строил - их прокладывают. В редких случаях делают насыпь или даже гать:
Кстати говоря, эта гать устроена на дороге от Российской Империи, так что есть подозрения о немонгольском её происхождении... :)
Вообще дорог два типа - плохие и хорошие. Плохие идут по скалистым долинам рек, там где вариантов пути нет - слева гора, справа река. Езда по ней выматывает: валуны, острые камни, выбоины и колдобины. Ползёшь на 1-2 передаче, выбираешь местечки где менее острые камни и ждёшь, когда этот аттракцион закончится.
В основном такие дорожки в Западной Монголии, в горах. В первую поездку на такой дороге у нас на 80ке кузов частично оторвался от рамы.
Второй тип - степные дороги. Они в целом хорошие, проблема одна - гребёнка. Причём если идти 50 и больше, на больших колёсах гребёнка перестаёт ощущаться в салоне. Но это не значит, что она перестаёт действовать на машину. Всё что плохо прикручено - открутится, всё что ослаблено - разболтается, всё что разболтано - оторвётся.
Именно из-за гребёнки моноголы прокладывают всё новые и новые пути параллельно.
Да,строить даже гравийные дороги монголы не любят - получается это у них хреново. Мелкий щебень быстро выбивается, крупные камни вздымаются из полотна, и всё это сдобрено традиционной жёсткой каменной гребёнкой.
Поэтому ездят по ней лишь грузовики в сырую погоду. А когда сухо - все едут параллельно, и никому эта дорога не нужна. Вон она, посередине толстой полоской идёт...
Извилины на этих параллельных нитках дорог обусловлены рельефом, промоинами (сайрами). Сайры - тоже весёлая штука, возникают поперёк дороги в самый неожиданный момент, стоит лишь расслабиться.
Ориентироваться в принципе несложно. Но и заблудиться - раз плюнуть. :)
По долине ехать просто, выбирай себе колею по вкусу и катись... Важно на выходе из долины не промахнуться в нужный перевал. Если едешь по накатанной "федеральной" дороге - это легко, а если по мелкой дорожке местного значения - уже сложнее. Часто более накатанные дорожки ведут не туда, куда надо нам, а к раскиданным по окрестным долинам юртам
На выезде из каждого посёлка установлен напутствующий знак типа такого:
Ценность его велика лишь в момент выезда из посёлка - убедиться, что едешь в нужную сторону. Потому что больше указателей не будет вплоть до следующей деревни :)
Навигация у нас была хорошая - ноут, ОЗИк с генштабовскими двушками и даже километровками. И надо сказать, местами дорога прям 100% совпадает с генштабом. А местами совершенно расходится. Не потому что генштаб ошибался. Просто монголы накатали совсем другие направления. Так что лучше ещё иметь и гугл-снимки.
По поводу навигации случился прикол.
Ночь. Едем по Западной Монголии. Дорога уходит вверх в приличный, крутой перевал. Высота около 2500 м.
Карта этого района в ОЗИке оказалась весьма приблизительной - отсканированная страница монгольского атласа автодорог.
Темно, небо в тучах, луны нет - не видно ничерта. Едем. Дорога идёт выше и выше... Петляя между колеями, выбрав направление поровнее, поднимаюсь вверх. Дорога становится неровной какой-то... а потом вообще крутой. Вторая, первая передачи... пониженная... Первая пониженная! Газ почти полный, мотор ревёт, машина ползёт куда-то в небо! Фары светят в стратосферу, дороги не видно вообще.
-Чё за дорога?!? Как они тут ездят!?? Это ж писец!
Движок вытягивает с трудом, уже мысли о говённой солярке и несовместимости атмосферника и высокогорья...
В общем, с трудом на первой пониженной вскарабкались наверх, спускаемся, начинаю пересекать под углом колеи... Закрадываются сомнения - а там ли я ехал??
И уже в городе, положив трек на Гугл Мэп, увидел... как именно ехал. Хорошо видна вершина горы, огибающие её дороги и наш трек прямо через верхушку. ))
По поводу проходимости. Внедорожные способности Лапокрузера нам ни разу не понадобились в полной мере. Понадобился только хайджек :) /об этом ниже :)/
Для езды по Монголии машина должна быть технически исправной и конструктивно крепкой.
Как Крузер :)
Кстати, крузеров в Монголии огромное количество. Я нигде у нас не видел такой концентрации крузеров. В основном 80ки, праворульные японцы. Почти все - с багажником на крыше и шноркелем, у многих силовой дюралевый бампер и грязевая резина типа гудрича. Много 100ок и 105ок, видел и 200ки, причём немало.
Ну и понятное дело, номера на крузерах сплошь уланбаторские. На периферии в качестве разъездного транспорта ещё бегают уазики, туристов возят на уазах-буханках. А в качестве местных маршруток вместо буханок гоняют корейские микробусы - хёндай и киа. Забитые людьми и навьюченные поклажей на крыше, отчего становятся вдвое выше.
Зилов тоже становится меньше, вместо них - японские и корейские грузовики. Все выглядят дряхлыми, коптят, словно едут в свой последний путь... Однако едут и едут себе, нагруженные по самые гагашары чем только не придётся!
Вообще машин за два года стало гораздо больше, это прям бросается в глаза. Монголы сильно хотят ездить на легковушках - оно и понятно, крузер не каждому по карману, а комфорта хочется. И они упорно идут к своей мечте...
Пару раз в степи навстречу попадались Марк-2 и даже Хонда Фит. Надо отдать должное водителям - как виртуозно они обруливают колдобины! Но рано, а не поздно, легковые машины в степи ожидает одна и та же участь. Духи монгольских дорог берут своё.
Своё они берут в основном деталями подвески и колёсами. В каждом транзитном посёлке обязательно есть тот самый "Дугуй Засвар" - ремонт колёс. Там же сварка-болгарка - приварить отвалившееся.
Но не каждому удаётся доехать до Засвара, некоторые пробивают и запаску и ремонтируются в степи. Ночью в степи увидели аварийку и моргание фонариком - сигнал о помощи. Монгол с семьёй (сын, три женщины разных возрастов и маленький ребёнок) на корейской ушатанной легковушке пробил второе подряд колесо. Постарались помочь чем могли. Надо видеть, как ловко, насколько отработанными движениям он бортует свои колёса и клеит заплатки на камеры!
В общем, езда по Монголии - занятие непростое. Чтобы дорога была хорошей, нужно попросить благословения духов. На перевалах, больших и маленьких, постоянно встречаются Ово. Это сложенные в честь духов пирамиды, из камней или жердей.
Нужно трижды обойти вокруг ово и сделать какое-нибудь подношение. Как сказал наш друг Пэтр, "-Верить может и не веришь, а вокруг ово три раза обхооодишь! Потому что дорога долгая, а колёс всего четыре..."
Остановившись на перевале, наблюдали сцену. Монгол с женой и ребёнком въехал на перевал со стороны посёлка. Объехали вокруг ово три раза, потом он вышел и, что-то приговаривая, обходил вокруг, подкидывая в ово рис или какую-то другую крупу. Как мы поняли, ребёнок болел и семья просила у духов помощи.
Когда помощь приходит, монголы с благодарностью отвозят к ово то, что им больше не нужно: снятый гипс, костыли. На некоторых ово костылей больше, чем жердей
А на подъезде к посёлку Джаргалант нам встретилось явно буддистское ово
Причём оно было обитаемо. В алтаре сидела смешная мышара и невозмутимо грызла жертвоприношения.
А жертвоприношения в Монголии необходимы и неизбежны...
Железо в Монголии устаёт категорически быстро :)
Всё что может ушататься - ушатывается в ускоренном режиме. То гребёнка, то промоины в хорошей дороге, то выбоины и острые камни. По степи и полупустыне местами можно идти на 4й передаче, но чуть зазевался - бац, промоина! Но всегда есть варианты выбрать лучшее направление А когда дорога входит в долину реки, количество вариантов резко падает, появляются ямы, ухабы и валуны. Вот это самое нудное - переваливаться по этому полигону, считая пройденные километры и потраченные часы пути... Сорвёшься, поспешишь - и духи тут же возьмут себе очередную железную жертву.
Сначала духам понравилась наша рулевая тяга. Примерно в середине пути, идём по степи, скорость около 40 кмч - прекрасно едется. Вдруг хлоп! - колёса в разные стороны, торможу "в обочину".
"Ура!" - единогласно подумали мы с женой:) Степь ровная, ни обрыва, ни скалы, ни леса - отлично сработано :)
Лопнула не сама тяга (сделанная из толстостенной трубы 30ХГСА), а слабая регулировочная муфта на ней.
Но дела это не меняет. Надо чинить.
И тут начинается натуральный квест. То есть цепочка событий, планомерно переходящих одно в другое.
Снимаю половинки тяги. Задача ясна - нужно ехать в деревню (30 км. в обратную сторону) и искать там сварку. Вроде был там Дугуй Засвар...
На дороге машин не видать. На пригорке в километре видна юрта. Лапоштурман раскладывает в тени машины кресло, открывает книжку и садится ждать, не поедет ли кто мимо. А я отправляюсь к юрте.
У юрты лишь женщины и дети. На пальцах объясняю ситуацию, они разводят руками и предлагают Цай. Эххх, не до чая сейчас. Возвращаюсь к машине, сидим ждём. Вижу что пацан возле юрты седлает лошадь и уезжает куда-то в степь...
Примерно через час из той степи приезжает монгол на мотоцикле. Отец пацана. Указывает на сидушку: "-Садысь!" Сажусь, и мы едем в посёлок Сонгино.
Там находим шиномонтаж, но беседа не складывается - по-русски никто не понимает. Тогда "мой" монгол Санджа опять кивает: "-Садысь!", и мы едем на "колонк" - т.е. на АЗС. Нафига? - думаю я, чё ему заправка срочно понадобилась?
Оператор заправки - дядька лет 50-60, выслушивает моего мотоциклиста и потом на нормальном русском спрашивает: "-Что у вас случилось? Что нужно?"
Оказалось, заправщик - бывший учитель русского языка.
В общем, формулирую все пожелания, учитель переводит их Санджа, и мы едем обратно на шиномонтаж. Нужен уголок чтобы обварить тягу. Санджа передаёт это шиномонтажнику, тот выслушивает и уходит в дом. Тишина...
Вдруг в доме открывается окно, из окна высовывается кровать! Точнее, рама от старой советской кровати с панцирной сеткой. В этом посёлке раньше была советская воинская часть, и от неё осталась масса полезнейшего железа.. :) Принимаю кровать в окне, вырезаем болгаркой кусок уголка и начинается Засвар!
Напевая себе под нос, монгол кладёт удивительно ровный, красивый шов...
И вот к вечеру у меня в руках заваренная кроватью тяга. Теперь уже вместе с шиномонтажником-сварщиком находим в деревне уже поддатого Санджа.
Пересаживаюсь к нему, и мы едем обратно в степь, где моя жена сидит у раскоряченного крузера и читая книжку, поджидает нашу мотоэкспедицию :)
Ставим тягу - всё ништяк! Благодарю Санджа как могу, деньгами и плащом от химзащиты. Он деловито запихивает его запазуху и с удовольствием позирует. Герой дня!
Все щастливы, мы продолжаем путь, уже пьяный Санджа машет нам вслед - "Ну вы того...обращайтесь, есличо..."
Проехав ещё несколько дней и сотен километров, достигаем западной части. В планах на завтра - посетить городок Баян Ульгий, получить разрешение на посещение погранзоны с Китаем, где лежат горные харьюзовые озёра. Времени до конца отпуска ещё почти неделя, успеем!
Ночевать решили на озере Толбо-Нур. Въехав в уже известную нам бухточку, маневрирую чтобы встать на ночлег. Перекатываюсь через камень - ЩЩЩЁЛК!!! - и машина падает на левую сторону. Да йоппппптыть!!
Мой старый сборный пакет - два родных листа, два патриотовских - сломан целиком. Во второй рессоре тоже один патриотовский лист лопнувший.
Что делать? Снимать и везти куда-то варить - понт, понятное дело. Нужно всё это фиксировать и добираться до людей. А там разберёмся.
Следующий день посвящён неторопливому увязыванию гордиевого узла вокруг задней левой рессоры. :)
Привязываю к чулку моста кусок доски и опускаю машину на отбойник. Всё, лежит. Теперь надо скрепить мост со сломанной рессорой. И тут в ход идёт рейка от хайджека. Хайджек, я тебя люблю! Это суперуниверсальный инструмент. Уже с год проездивший на багажнике совершенно без дела, бренчащий и мешающий, он наконец сработал на все 100%!
Ну и конечно, грузовые стяжки. Шмурдяк с багажника был перевязан более аскетично, а стяжки пошли под днище, фиксировать всю эту конструкцию и раму с мостом.
Так и выехали на следующее утро. 45 км до Баян-Ульгия были пройдены за 5 часов. Но когда едешь в такой ситуации, о скорости не думаешь, а просто радуешься тому, что постоянно приближаешься к цели!
В райцентре Баян-Ульгий заехали на тамошний модный сервис.
Здесь нам втридорога (за 200$) поменяли сломанную рессору на Хантеровскую, просверлив в ней новое отверстие. Серьга встала в направлении "внутрь"; сайлентблоки, уши и серьги не совпадают, казахские сервисмены ведут себя по-свински, но это всё ерунда. У моста опять 4 точки опоры, это главное. На этом интернациональном пакете доезжаем до Новосибирска, а там уже меняю на нормальные рессоры.
А вот кусок кровати на тяге оказался настолько удачным, что проездил ещё целый год. Тяга была заменена лишь в порядке перфекционизма: "-Ну скока можно ездить на кровати?" :)