Алекс Грин
Фортанализ. 1701 - 1808
От автора
Во время публикации в ЖЖ «Цитадель Сталкеров» отрывков моей работы «Фортанализ. 1917 - 2024» всплыл один часто задаваемый и, действительно, принципиальный вопрос.
К примеру, lantslet задал его так:
«А если пойти в цикличности чуть в прошлое - есть подобные эпохальные отметины?»
В несколько иной формулировке он прозвучал у thinkers-2:
«Правильно ли я понимаю, что до 1917 года был такой же, 108-летний цикл, а перед ним еще и т.д.? И "цвета" циклов и характеристики их половин повторяются или изменяются? Если повторяются, то выходит, что Великая Французская революция произошла во второй, "зеленой" половине цикла?»
В случае thinkers-2 вопрос привязан к конкретному историческому событию, относящемуся к суперциклу 1701 - 1808. Аргументированный ответ на данный вопрос требует написания работы, не меньшей по объему, чем та, что посвящена суперциклу 1917 - 2024 (и, между прочим, еще далеко не дописана до конца).
С другой стороны, речь идет о принципиальнейшем вопросе. Если наша система прогнозирования - фортанализ - опирается на некие фундаментальные и неизвестные прежде закономерности, они должны отчетливо проявлять себя и далеко за пределами небольшого по историческим меркам временного отрезка.
К тому же, анализ еще одного 108-летнего суперцикла может способствовать лучшему пониманию структуры суперцикла и ее особенностей.
ПРЕДИСТОРИЯ
Уровень шума
При попытке углубиться в события прошлого мы сталкиваемся с катастрофическим возрастанием уровня шума.
Нас заваливают второстепенными деталями, порой полностью оставляя в тени важнейшие события. Тенденциозные историки, опираясь на тенденциозных летописцев, выстраивают замысловатые лабиринты, в которых можно блуждать веками, так и не найдя выхода.
Что знает средний ученик школы или даже ВУЗа о таких некогда важнейших действующих лицах исторической сцены, как Венецианская Республика, Священная Римская Империя Германской Нации, Британская Ост-Индская Компания?
Зачастую, почти ничего.
ИСТОРИЯ - ЭТО ДРАМА, ПОСТАВЛЕННАЯ ГЕНИАЛЬНЫМ РЕЖИССЕРОМ, И ПЕРЕСКАЗАННАЯ БЕЗДАРНЫМИ ИЛИ ТЕНДЕНЦИОЗНЫМИ КРИТИКАМИ…
Это не означает, что если прошлое запутано, то и ничего определенного сказать про него нельзя. Фортанализ и есть методика проникновения в скрытые страницы как прошлого, так и будущего, отделения главного от второстепенного и выявления основных тенденций той или иной эпохи.
Но Анализ Сил нельзя проводить поверхностно и наскоком…
Компоненты цикла
Вряд ли стоит начинать Анализ Сил с чисто математических расчетов, попыток механически вычислить ту или иную дату.
Ритм - это Форма. Начинать же следует с Сути. Форма сама выкристаллизовывается из содержания.
Первым делом необходимо выявить главных действующих лиц - протагонистов и антагонистов, ось напряжения между ними, и закручивающийся вокруг оси сюжетный каркас.
Если все ясно с этим - точки начала и конца также обозначатся достаточно точно…
Мегациклы
Суперцикл - 108-летие не является наибольшим циклом. Три суперцикла складываются в цикл еще большей протяженности.
108 х 3 = 324
324-летие мы назовем «мегациклом».
В работе «Фортанализ. 1917 - 2024» мегациклы не рассматривались. Это связано с тем, что 108-летие 1917 - 2024 является в своем мегацикле первым.
«Наш» мегацикл только начался, и большая его часть относится к будущему.
Иная ситуация с суперциклом 1701 - 1808. Он относится к давно завершившемуся мегациклу 1593 - 1916. И тут изучение мегацикла помогает гораздо лучше увидеть объемность, перспективу исторических процессов.
Суперцикл - это законченная драма с только ей присущей осью напряжения и набором действующих лиц.
Мегацикл больше похож на трилогию - три самостоятельных пьесы, связанных, однако, некими сквозными героями и темами, проходящими через весь цикл.
Венецианская Республика
Окинем беглым взглядом эпоху, предшествовавшую мегациклу 1593 - 1916. Ее главными действующими лицами явно были итальянские купеческие кланы.
Многочисленные товары с Востока доставлялись по суше к восточному побережью Средиземного моря. Дальше их переправляли в Италию на кораблях. И уже через Италию они попадали на Европейский континент.
Итальянские города-государства стали воротами в Европу. И Венеция была самым могущественным из них.
На пике своего могущества Венецианская Республика намного переросла рамки города-государства. По сути, это была империя купцов и банкиров, владеющая множеством колоний и контролирующая большую часть товарооборота между Востоком и Западом.
Ни одно государство Европы не могло в одиночку противостоять Венецианской Республике.
В 1508 году ведущие монархи Европы и Папа Римский создают Камбрейскую Лигу для ведения совместной войны с Венецией. Однако аугсбургский банк Фуггера не хочет, чтобы Венеция потеряла свое положение в торговле, и прекращает дальнейшее финансирование войны.
Кстати, о банках. Именно в Венециив 1157 году открылся первый банк.
Венецианцы замечательно умели воевать не воюя, используя деньги, тайную дипломатию и хорошо усвоенный ими принцип «разделяй и властвуй». Когда в 1517 г. турецкий посол Али Мохаммед, разговаривая с одним из официальных лиц Венеции, сказал, что для армии султана не будет слишком сложным построить мост к Венеции со стороны суши и завоевать город, ему ответили, что во время войны с Камбрейской лигой город, сражаясь в одиночку со всей Европой, не потерял ни одного человека убитым - все было достигнуто только деньгами и жизнями нанятых иностранцев.
Для полноты картины отметим еще один важный момент: Венецианская Республика была одним из крупнейших работорговцев своего времени. Особенно прибыльной являлась торговля «белыми рабами», которых, в основном, доставляли из Восточной Европы. Цена на них была традиционно высока.
Возрождение Потребления
Необходимо отчетливо представлять - насколько трудной задачей было продвигать «Культ Потребления» в средневековой Европе.
Но потребление - двигатель торговли, а торговля - хлеб купца.
Культура Европейского Средневековья, наиболее ярко воплотившаяся в готике была самодостаточна и аскетична. Подобна готическому собору она возвышалась над «дольней суетой», устремляясь в Небо и духовные поиски.
Вписать в эту систему координат жажду неумеренного потребления, ажиотаж на экзотические предметы роскоши с Востока было попросту нереально. То есть, для успеха форсированных продаж эту систему координат необходимо было расшатать и развалить.
«Культура Возрождения» («Ренессанс») успешно справилась с этой задачей. Апологеты Ренессанса объявили готику примитивным, варварским и унылым искусством, подавляющим «свободную личность».
В виде достойной альтернативы свободным личностям предложили эстетику средиземноморского базара с его шумными выкриками и пестротой красок. Альтернативой каменных громад, устремленных в небо, стали вполне конкретные земные тетки. Хорошо откормленные, пухлые, изображаемые почти или полностью без одежд, щедро открывающие зрителю свои необъятные целлюлитные телеса…
Также сдали в архив и византийскую иконопись, изображавшую ангелов существами иных миров, сотканных из Света. Их заменили пухленькими упитанными младенчиками с пририсованными крылышками, наподобие куриных.
Определенная часть публики встретила эти перемены с огромным энтузиазмом...
Разумеется, Ренессанс был большим и сложным явлением. Его никак нельзя свести исключительно к манипуляциям купеческих и банковских олигархов.
Ренессанс дал действительно талантливых художников, философов, ученых.
Которых олигархи активно использовали в собственных интересах.
Возрождение дало и подлинных гениев, творчество которых явно переросло рамки своей эпохи и вошло в золотой фонд человеческой культуры.
Но дело в том, что у готики и средневековой иконописи тоже были свои гении.
И нет никаких оснований провозглашать Возрождение «великим культурным прорывом» в сравнении с предыдущими эпохами.
Хотя в одном направлении - в сфере маркетинга и захвата европейской экономической ниши - это, действительно, был великий прорыв…
(с) Алекс Грин, 2010
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ