Алекс Грин
1
Театр «черноеНЕБОбелое» (ЧНБ) иногда также называет себя «театр готического ужаса». Количественно ЧНБ состоит всего из трех человек - это актеры Марчелла Солтан и Андрей Ивашнев и режиссер Доктор Да (в миру Дмитрий Арюпин) .
Бедный на количество, сей коллектив неописуемо богат на качество, и это широко известно в узких кругах знатоков авангарда, экспериментов и готики.
Про Марчеллу Солтан в театральных рецензиях редко пишут что-то хорошее, обычно - только экстремально хорошее.
Click to view
«… Говоря о творчестве театра «ЧерноеНЕБОбелоЕ», критики и простые зрители обычно сходятся на двух определениях: «виртуозно» и «монструозно». И на то есть большие основания. Публика на представлениях театра сидит молча и в полном ужасе, смешанном с экстазом. Единственное, что может потом сказать, это: «Невероятно» и «Что это было?!». Если вообще может сказать хоть что-то.
Впечатляет уже тот факт, что после спектакля мало кто с точностью может определить, сколько народу в нем играет. Актеры безлики и гуттаперчивы, словно галлюцинаторные образы. Движутся по сцене они в полном молчании, в клубах дыма, зловещих всполохах и устрашающего вида сюрреалистических одеяниях. При этом движутся так, что и не поверишь, что это люди, а не компьютерная анимация. Дополняет леденящую кровь картину музыкальное сопровождение, состоящее из Current 93, Coil, Einsturzende Neuebauten и тому подобной красоты…»
(Газета “KM.RU”, «ЧерноеНЕБОбелоЕ: фабрика кошмаров»)
http://afisha.km.ru/magazin/view.asp?id=82833A9B495E44B0BD7B670A85937111 Кто склонен не доверять газете “KM.RU”, может найти отзывы о ЧНБ и в иных масс медиа:
«Этот дьявольски точный образец материализации человеческого сна составил беспощадный, безжалостный час в жизни зрителей. Он полон завораживающей, подкрадывающейся красоты»
The Times
«Общий эффект от спектакля необыкновенно острый: пугающий и возбуждающий одновременно - он оставляет аудиторию замершей в своих креслах, с перехваченным дыханием»
The Guardian
«Театр из Москвы распахнул окно времени. Окно в мир невыразимого словами изумления. Никогда еще за время всего фестиваля Zuercher Theater Spektakel 2000 публика не была так единодушна как в этот вечер»
Berner Zeitung
«От точности движения актеров захватывает дух. Время от времени кажется, что закон тяготения перестает действовать»
Metropol
«Астрономия для Насекомых» это ульрасовременный спектакль, невероятно технологичный и абсолютно далекий от всего человеческого, но он настолько устрашающе прекрасен, что действует на зрителей как галлюциноген»
NY SUN
«Этот спектакль яркий пример «тотального театра»: костюмы, сценография, свет, музыка и движение актеров легко превращаются в единое целое - в язык обращенный к самым глубинным нашим эмоциям и изначальным страхам. В этом перевернутом мире обитают монстры и жуткие чудовища, которые поражают своими движениями. Все они являются порождениями безудержной фантазии которые одновременно восхищают и отталкивают.»
BRITISH THEATRE GUIDE.
Жюри различных театральных фестивалей также не обошло вниманием ни ЧНБ, ни его уникальную звезду - Марчеллу Солтан:
Фестиваль THE THEATRES CRASH98 (Франция). Спектакль "Игрушки Бертрана" был удостоен пяти наград, в том числе, Гран-при, Главного приза критики, приза молодых критиков и двух специальных призов. Марчелла Солтан получила приз "Художнику самому определяющему законы своего творчества".
Фестиваль Zuercher Theater Spektakel Спектакль "Здесь Был СССР" - Марчелла Солтан получила главный приз фестиваля - Furder Prize «артистическое совершенство»- актриса разработала новый театральный язык, который делает уникальными ее выразительные возможности, экспрессивность и силу воображения".
На крупнейшем в мире театральном фестивале Edinburgh Festival Fringe 2000 спектакль Игрушки Бертрана получил главный приз - Fringe First - "инновация в театре и выдающийся новый спектакль", а также приз Total Theatre- " концепция дизайна и выдающаяся актерская техника".
2
Разумеется, вокруг актеров «черногоНЕБАбелого» и его режиссера мрачно сияет ореол легенд и слухов. А уж за Марчеллой Солтан тянется дымчатый шлейф, как за кометой особо крупных размеров.
Вот, к примеру, наткнулся недавно в одном ЖЖ:
http://dnevniki.ngs.ru/community/teatraly/«…Кроме конфуза с составом театра, было еще не одно недоразумение. Всех волновал вопрос, как без переводчика удастся пообщаться с итальянкой Марчеллой Солтан. И только в день пресс-конференции выяснилось, что к Италии актриса имеет отношение не большее, чем Дмитрий Арюпин.,,,»
А вот колоритный отрывок из солидного издания NEWSru.com (статья «Майя Плисецкая с триумфом выступила в парижском центре Пьера Кардена»):
http://www.newsru.com/arch/cinema/01mar2006/plisez80paris.html«… Народная артистка СССР, легенда российского и мирового балета Майя Плисецкая с триумфом выступила на концерте в парижском центре Пьера Кардена с участием звезд Большого театра и зарубежных танцовщиков. Гала-концерт был посвящен ее 80-летнему юбилею и имел огромный успех.
Блеснули мастерством французы Мари-Клод Пьетрагалла и Жюльен Деруо, темпераментно выступил румын Джиджи Качульяну, великолепный танец показал испанец Хосе Мартинес и таинственную мистическую композицию "Королева" исполнила Марчелла Солтан…»
Как видите, автор цитируемого текста легко разложил по полочкам всех участников данного мероприятия, кроме одного. Среди «блеснувших мастерством» оказались француз, румын и испанец, но вот о происхождении исполнительницы «таинствнной мистической композиции» никаких, даже мистических намеков нет.
Кроме того, нам сообщили, что на концерте выступили "звезды Большого Театра и зарубежные танцовщики". Из текста невозможно понять - является ли Марчелла Солтан представителем одной из этих двух категорий, или ее нужно отнести к какой-то особой третьей.
В общем, на вечере Майи Плесецкой в Париже выступила некая «девушка икс», пришедшая из неведомых глубин, и вновь удалившаяся приблизительно туда же…
Разумеется, раскрыть все тайны столь таинственного существа как Марчелла Солтан никак не представляется возможным. Но о некоторых из них я, все же, хотел бы рассказать...
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ - И ОЧЕНЬ СКОРО
(с) Алекс Грин, 2010