Итак Ла Ла Ленд... Вы все конечно давно уже посмотрели. Посмотрел теперь и я. Наконец-то. И это... это... это... ну просто ВАУ!!!
Я очень боялся, что со мною случится т.н. синдром завышенных ожиданий. После всех тех восторженных отзывов, которые мне довелось слышать, я боялся, что фильм окажется хорошим конечно, но с претензией, что можно было бы и лучше. Каково же было мое удивление, когда увиденное превзошло все мои ожидания, даже не смотря на то, что планка этих ожиданий была задрана по самое "не могу".
Попробую объяснить. Если попытаться не разделять такие виды искусства как литература, кино, театр, телевидение, компьютерные игры, а воспринимать это как нечто единое - искусство рассказывать истории, то одной из самых сильных концовок в человеческой истории была концовка компьютерной игры от Naughty Dog "The Last of Us". Игра вышла в 2013-ом году, конечно же была практически общепризнана игрой года, но также некоторыми кинопорталами и кинокритиками признана лучшим фильмом года. Для тех, кто не в теме, попробую вкратце объяснить о чем речь. Начало игры совпадает с началом зомби апокалипсиса. Главный герой теряет свою дочь, пытаясь вынести ее из зоны карантина. При попытки выйти из заблокированной зоны по отцу с дочкой открывает огонь солдат. Отец остается в живых, дочь погибает. Потом действие игры переносится на пару десятков лет вперед. Несколько постаревший, но все еще крепкий и телом и душой главный герой находит свое место в новом постапокалиптическом мире в роли контрабандиста. На него выходит таинственная подпольная, с точки зрения нового правительства террористическая, организация Цикады (вообще-то Светлячки - англ. Fireflies, х.з. почему на русский как "Цикады" перевели)) с предложением перевезти некую девочку из точки А в точку Б. По ходу игры выясняется, что девочку непростая. У нее иммунитет к тому самому зомби вирусу, который уже и так не слабо подкосил человечество и продолжает его уничтожать. Эта девочка совершенно уникальна в своем роде и ее биологический материал может стать ключом к спасению всего человечества. По сути вся игра - это такое road movie в лучших традициях Кормака Маккарти («Дорога»), длинное путешествие в ходе которого раскрываются характеры персонажей и по мере прохождения которого, мы играя от лица того самого контрабандиста Джоэля эмоционально привязываемся к этой девочке, которую зовут Элли. Создатели игры настоящие гении геймдизайна и концу путешествия немного взбалмошную, но невероятно милую Элли вы воспринимаете уже как свою собственную дочь. У обоих персонажей непростая судьба и как следствие сложные характеры, поэтому они часто ссорятся, но чувство долга все же заставляет их заботиться друг о друге и двигаться вперед. Пройдя множество испытаний, в конце концов вы все же привозите Элли в клинику, где выясняется, что для разработки вакцины врачам придётся извлечь кордицепс из мозга Элли, что гарантированно убьет девочку. И вот тут у многих геймеров появляется основная претензия к игре. Игрокам не дают сделать выбор, как это обычно бывает в играх. Джоэль принимает однозначное решение - наплевать на судьбу человечества и спасти Элли. Его легко понять. Человек не готов второй раз потерять дочь, даже если ради ее спасения придется поставить крест на судьбе человечества. Это очень человеческое решение. Думаю, процентов 90 игроков поступили бы также. Но все еще сложней. Джоэль принимает это решение наперекор решению самой Элли. По сути он решает не только за себя, но и за нее. Более того, он убивает лидера Цикад Марлин, человека, которого очень уважает Элли. И сама Марлин пытается убедить Джоэля в том, что она любит Элли, как сестру, но есть вещи важнее наших личных привязанностей. На Джоэля эти убеждения не действуют. И уже чувствуя неотвратимость смерти Марлин проявляет слабость и просит Джоэля: делай, как решил, только не убивай. Но понимая, что если оставить ее в живых, Цикады будут продолжать искать Элли, он все же убивает Марлин. Возможно, если бы Элли узнала что он сделал, то сама бы убила его. (Кстати, учитывая неоднозначный трейлер ко второй части, мы не можем быть однозначно уверенны в том, что в итоге она этого не сделала.)
В Эпилоге Джоэль и Элли и возвращаются в Вайоминг. Джоэль ведет машину и пытается убедить Элли, что она не единственный обладатель иммунитета, и что «Цикады» прекратили попытки создать вакцину, так как их исследования ничего не дали. Почему-то рассказ Джоэля вызывает у Элли сомнения (даже непонятно почему - вроде бы все складно) и она просит его: поклянись, что так все и было. И Джоэл отвечает: «Клянусь». Не знаю на сколько мне удалось передать всю глубину истории, но это настолько сильный и глубокий финал, что даже воспоминания о нем вызывают мурашки. Перед нами человек нарушивший все основные заповеди - лжец, убийца и клятвопреступник, и не смотря на все это ты все же не можешь сказать про него, что он плохой человек, более того ты понимаешь, что ты сам и есть этот человек. Это очень сильно.
К чему я все это. Финал Ла Ла Ленда в чем-то получился даже сильней. Именно потому, что здесь казалось бы речь не идет о таких глобальных вещах как жизнь и смерть, судьба человечества, вопросах планетарного масштаба: стоит ли весь этот мир слезинки ребенка? и т.п. Здесь тебе просто показывают, что можно жить и в общем-то даже неплохо, но не своей жизнью, но почему-то это так страшно, что просто удивительно, как авторам удалось добиться такого эффекта. Это просто магия какая-то. Как собственно и весь фильм. Ну посудите сами, как у нас избалованных переизбытком информации, пересыщенных уже не только количеством но и качеством современных медиапродуктов вызвать такие сильные эмоции, такой детский щенячий восторг, какой наверное вызвала в свое время (1942 год) "Касабланка", учитывая, что многие из нас за этот год посмотрели фильмов больше, чем некоторые современники "Касабланки" за всю жизнь? Что это, если не волшебство?