В 1949 году товарищу Сталин исполнилось 70 лет. По этому поводу в Кремле состоялся торжественный приём с речами, кинофильмами и хвалебными стихами. Как этот юбилей воспринимал сам товарищ Сталин лучше всего показывают его шутки с того приема. Некоторым нынешним руководителям не худо бы поучиться.
1. Специально для юбилея знаменитым кинорежиссером Григорием Александровым (автором замечательных "Волги-волги" и "Веселых ребят") была снята короткометражка об имениннике. Фильм не предназначался для широкого проката и градус хвалебности зашкаливал. В картине были показаны и редкие сохранившиеся кадры хроники первых лет Сталина в государственном управлении, и комсомольские стройки и Великая война. Чувство меры несколько изменило известному режиссеру.
Когда погас проектор режиссер поднял тост за юбиляра и спросил как ему понравилась поздравительная картина.
Сталин хмуро поблагодарил режиссера и сказал:
- Хорошее кино, но на мой вкус - многовато света.
- В каком смысле, товарищ Сталин? Мне показалось, что осветители отработали как следует.
- На начальников света многовато. Про советский народ, товарищ Александров, у Вас выходит гораздо лучше. Советую про него и снимать.
2. В поздравлениях принял участие в том числе и патриарх церкви Алексий Первый. На сам банкет он приглашен не был, но тем не менее, церковной делегации было предоставлено слово.
Говорят, что священник рассыпался в похвалах действующей власти, особо отмечая роль руководства и лично Сталина в победе над фашистской Германией. Слегка запутавшись в красивых церковных аллегориях от волнения, патриарх даже сравнил в каком-то отношении Сталина со Спасителем.
Сталин довольно грубо прервал поздравляющего и попросил завершить речь:
- Мы с уважением относимся к вере наших предков как... к музейной культуре. К тому же, отец мой был сапожником, а не плотником!
3. Под конец приема Сталину надоели бесконечные восхваления, но мероприятие государственное, приходилось терпеть. Он несколько раз выходил из зала курить, немного пройтись. В очередной раз ему встретился первый секретарь ЦК венгерской партии Матьяш Ракоши.
Матьяш, старый революционер, еще в 1919 году возглавлял венгерскую красную армию. После прихода к власти буржуазных властей пятнадцать лет провел в тюрьмах, был приговорен к пожизненному заключению за социалистическую деятельность. После Победы стал руководителем компартии Венгрии.
Сталин придержал венгра за руку и вдруг спросил:
- Товарищ Ракоши, а сколько Вам, к примеру, лет?
- Пятьдесят семь, товарищ Сталин, - слегка опешил революционер
- Эх, комсомолец! - покровительственно сказал Сталин и похлопал Ракоши по плечу.
источник