Спасение Дрезденской галереи

Oct 24, 2017 18:50

Сейчас уже мало где можно узнать о том, какое культурное наследие смогла сохранить Красная Армия продвигаясь вперед к Берлину. В советское время детям в школе учителя наверняка рассказывали о том как советские войска спасли коллекцию Дрезденской галереи.

После полного уничтожения города британскими бомбардировщиками, город превратился в руины. Не было никаких сомнений в том, что это был акт устрашения. Союзники прекрасно знали о том, что город вот-вот перейдет к советским войскам. За несколько дней от авиаударов погибли по разным оценкам до половины мирных жителей Дрездена. Цифры жертв очень сильно разнятся - от 35 тысяч до 300 и даже пятисот тысяч. Дрезден бомбили меньше всего за всю войну, поэтому туда стекались беженцы, боявшиеся бомбежек. Сколько было их в городе 13 сентября до сих пор неизвестно.



Когда советская армия вошла в разрушенный город, было очевидно, что картины Дрезденской галереи погибли в пожаре. Однако, несмотря на это, маршал Конев приказал солдатам 1-го Украинского фронта начали поиски картин. Одним из первых осмотрел Дрезденскую галерею и её подвальные помещения младший техник-лейтенант Л. Н. Рабинович служившим в 164-м рабочем батальоне 5-й гвардейской армии 1-го Украинского фронта, до войны он был художником и поэтому точно знал, что именно находилось в Дрезденской галерее, что теперь надо искать.



О первых же находках был поставлен в известность командующий фронтом маршал Конев, который дал телеграмму в Москву и выделил в помощь 164-му батальону специальную команду и опытных людей. После чего в Дрезден был послан эксперт Комитета по делам искусств искусствовед Наталья Соколова. Затем в течение нескольких дней была сформирована бригада художников. 16 мая бригада вылетела в Германию. После чего началась эвакуация картин из штолен Покау-Ленгефельд. Картины извлекали из штольни по цепочке, передавая из рук в руки. Первой была «Вирсавия» Рубенса, одна из поздних его картин. Влага и низкая температура местами вздули красочный слой. Потом из штольни были извлечены автопортреты Рубенса и Ван Дейка, произведения Боттичелли, Дюрера, Кранаха, Гомбейна, Тициана, Корреджо и других великих мастеров. Всего в штольне было 350 картин.

"Сикстинской Мадонне" повезло - ее сумели упаковать в ящике, который не разу не вскрывали. В разрушенном Дрездене не было помещения, в которое можно было бы свозить найденные картины. Командование фронтом выделило летнюю резиденцию саксонских королей в Пильнице, расположенную в 8 километрах от Дрездена. Были присланы и специально оборудованы машины для перевозки картин. Каждая машина грузилась под наблюдением художников, они же сопровождали и руководили разгрузкой в Пильнице. Ночевали в тайниках и во дворце, руководя охраной, выделенной из воинских частей. Одним из первых перевезли ящик как позже оказалось стал именно шедевр Рафаэля.

Специальном эшелоном великие произведения искусства были перевезены на реставрацию в Москву. Только спустя десять лет кропотливой работы картины начали перевозить обратно в Дрезден.В 1955 г. Дрезденской картинной галереи передали 1240 спасенных шедевров и 3 июня 1956 года картины были выставлены в Дрездене, а в 1958 году, к празднованию 400-летия основания Дрезденских музеев (1960) состоялся второй этап передачи произведений, находившихся на реставрации в СССР.

Красная Армия

Previous post Next post
Up