Пять заводов советской эпохи, находящиеся в разных частях некогда огромной страны, на которых раньше выпускались автомобили, фургоны и автобусы. Далеко не все из них дожили до настоящего времени.
Ереванский Автомобильный Завод. В конце 1964 года распоряжением Армянской ССР было принято решение "Об организации в городе Ереване в строящихся корпусах завода "Автопогрузчик" завода по выпуску автомобилей-фургонов грузоподъемностью 0,8-1,0 тонн". Именно там создавались очаровательные фургоны ЕрАЗ, но в 2002 году завод признали банкротом, а еще спустя 2 года помещения цехов продали с аукциона. Новый владелец - компания "Мик Металл", выпускающая арматуру, гвозди и другую продукцию из металла. Так завод выглядит в наши дни.
Кутаисский Автомобильный Завод. На нем выпускали не самый надежный (со слов водителей) грузовик, но машины под именем "Колхида" выпускались вплоть до 1993 года. Позднее предпринимались попытки оживить производство договоренностями с GM, Mahindra, ХТЗ, но ни к чему конкретному они так и не привели. В результате, с 2010 года завод, который построили в 1951-м, простаивает. Большая часть его оборудования разграблена и порезана на металл, в более-менее нормальном состоянии остался лишь административный корпус, который охраняется (на фото).
Львовский Автобусный Завод. Последним большим заказом Львовского Автобусного Завода, который со времен своей постройки в 1945 году явил на свет множество великолепных машин, стала поставка партии автобусов и троллейбусов в города Украины, которые принимали чемпионат по футболу Евро-2012. Сегодня завод представляет собой огромные пустующие помещения, из которых вывезли практически все оборудование для сборки.
Завод имени Лихачева. Москвичам прекрасно известно, что случилось с ЗиЛом. Один из старейших автозаводов страны, основанный еще в 1916 году, под влиянием урбанистических процессов оказался никому ненужным. В итоге заводские помещения сравняли с землей и на его месте строится жилой комплекс «Зиларт», рядом с которым уже осенью появится парк «Зил». Изюминкой этого парка станет терраса в виде конвейерной линии - как дань историческому прошлому.
Ярославский Автомобильный Завод. 101 год назад Владимир Лебедев начал выпускать в России автомобили Crossley - по лицензии. Что и положило начало заводу, который сейчас известен как Ярославский моторный завод. Там, где век назад собирали копии британских машин, сейчас делают дизельные двигатели. В промежутке между этими эпохами на предприятии собиралась разнообразная автомобильная техника, в том числе грузовики серии Я и троллейбусы ЯТБ.