Аничков мост

Dec 27, 2016 16:55




Аничков мост через реку Фонтанку входит в состав Невского проспекта. В 1715 году Пётр I распорядился устроить здесь постоянную деревянную переправу: "За Большою Невою на Фонтанной реке по першпективе сделать мост". Приказ был исполнен к маю следующего года солдатами располагавшегося неподалёку адмиралтейского "строительного батальона". Ширина проезжей части была так узка, что на переправе не могли разъехаться две подводы. О размерах Аничкова моста можно судить по докладу от 15 мая 1716 года: "На першпективе через реку Фонтанку сделано: намощено на обрубах длиннику 80 сажень, поперёк 3 сажени пластинами, да сверх пластин о весь мост намощено досками ширины 4,5 аршина, и подъёмные щиты сделаны, и во весь мост по обе стороны на перила положены брусья".




Как любая деревянная постройка того времени Аничков мост быстро обветшал. 3 апреля 1719 года генерал-полицмейстер Девиер докладывал обер-комиссару Канцелярии городовых дел Черкасскому: "Понеже я вам моему Государю многократно говорил чтоб мост сделать чрез Фантанную речку... и о том изволил Его царское величество приказать чтоб делать и время уходит, а ничего не зачинано делать. А ежели то не сделано будет вскоре, то остановка в проезде а по першпективой дороге уже стало что нельзя ездить, и о том изволте приложить свои труды".

На следующий год за реконструкцию Аничкова моста взялся инженер Герман ван Болес. Но, по всей видимости, ван Болес только составил проект, тогда как его реализацией занимался Доменико Трезини. Об этом свидетельствует доношение в Канцелярию городовых дел: "Нынешнего 1721 года в январе месяце повелено отпустить из города архитектору Андрею Тризину к строению подъёмного мосту, который строится через фонтаную речку, для ящиков дикого камня, из города четырнадцать саженей... Отпущено к подъёмному мосту десять саженей дикого камня... да в прибавку кошту барками, для мощения помянутого мосту судовых днищ триста досок да для укрепления помянутого подъёмного мосту железных шесть цепей, по моделям каковы показаны от мастера фон Болеса...".



В 1742 году под переправу были подведены новые сваи. В 1749 году по проекту архитектора Семёна Волкова Аничков мост был перестроен. Его обшили досками и оформили под гранит. При въезде на переправу установили фонари на высоких деревянных столбах. Длина того Аничкова моста была более 200 метров, что почти в четыре раза больше длины современного. В 1780-х годах берега Фонтанки одевали в гранит, а в 1783-1787 годах по типовому проекту был перестроен и Аничков мост. Мост оградили каменные парапеты. В начале XIX века их заменили решётки с каменными тумбами, повторяющие ограду набережных Фонтанки. При въезде на мост установили каменные обелиски, на каждом из них повесили по два фонаря.

К середине XIX века Аничков мост для главной улицы Петербурга стал слишком узок, и в 1839 году было принято решение о его перестройке. Соответствующий проект, утверждённый в декабре 1840 года, разработали инженеры Буттац, Редер и Готман. Для наблюдения за его реализацией был создан специальный комитет, который возглавил директор Путейского института генерал-лейтенант Готман. 22 мая 1841 года в основание нового Аничкова моста был положен первый камень.

В начале ноября 1841 года на Аничковом мосту были установлены перила и гранитные пьедесталы для статуй. Ограда была создана по рисункам немецкого архитектора Карла Шинкеля. Точно такой же рисунок ранее был использован для сооружения перил Дворцового моста в Берлине. Движение по Аничкову мосту было открыто в январе 1842 года. Современник этих событий писал: "Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и лошадьми - смело скажем, единственными в мире. В Аничковом мосту есть что-то открытое, ловкое, привлекательное! Въехав на мост, кажется, что отдохнул!... Ни одно из петербургских сооружений не произвело такого впечатления на жителей столицы, как Аничков мост! Честь и слава строителям!".



петербург, россия, петр первый

Previous post Next post
Up