Капитализм: Ваш отец диавол; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи

Dec 23, 2024 01:31

Важнейшим понятием во взаимодействии капитализма и общества является понятие конфликта интересов. Простейшая иллюстрация явления, содержащего конфликт интересов, -- реклама. С одной стороны, реклама позиционирует себя как источник достоверной информации; можно ли представить себе рекламу, объявляющую себя лживой? Никак. Но, с другой стороны, целью рекламодателя является заинтересовать потребителя в покупке рекламируемого продукта. Эти два интереса -- сообщение достоверной информации о продукте (интерес 1) и представление продукта в наиболее привлекательной форме (интерес 2), -- очевидно, входят в противоречие: интересу 2 выгоднее солгать, преувеличив привлекательность продукта.

Таким образом, процесс рыночного обмена с неизбежностью содержит потенциал лжи, особенно в современных высокотехнологических обществах, когда потребитель совершенно не в состоянии оценить качество продукта обмена собственными силами. Не случайно ложь в культурах, основанных на рыночных отношениях, почти никогда не подвергается публичной критике, не говоря уже о том, что она даже не внесена в список грехов основных религий. (Единственное исключение -- очень специфический вид лжи -- лжесвидетельство: «Не лжесвидетельствуй на ближнего твоего свидетельством ложным» -- это предпоследняя заповедь из десяти ветхозаветных заповедей.)

Как общество пытается преодолеть конфликт интересов в условиях капитализма? Есть несколько подходов, которые, увы, обычно оказываются малорезультативными. Мне известен только один пример принципиального подхода -- это американский ежемесячный журнал Consumer Reports, издательская политика которого содержит два очень важных положения: журнал не принимает пожертвований от производителей товаров, будучи финансируемым только подписчиками, и он сам производит испытания товаров разных производителей, например, испытания автомобилей.

Можно указать также на требования научных журналов к авторам указывать, каким организациям они служат, чтобы можно было сопоставить эту информацию с тем, какие продукты или технологии они объявляют качественными или некачественными.

Но это всё явления малозначительные: конфликты интересов процветают в западных странах во вред их собственному населению. Так, государственные организации, контролирующие качество медицинского обслуживания и медикаментов в США (например, FDA) и Британии (например, NHS) финансируются, по преимуществу, фармацевтическими корпорациями. То же самое с финансированием научных медицинских журналов в этих странах. Это превращает государственные ведомства и научные журналы в подкупленных лживых лакеев фармацевтических корпораций с их многомиллиардными оборотами.

Всё это очевидно, и, в то же время, всё это "не замечается" правящими классами (такую ситуацию в английском языке обозначают идиомой "слон в комнате"). Вчера я привёл выдержку из публикации ковидных времён: По его {Трампа} словам, в этот день США добились «медицинского чуда», создав безопасную и эффективную вакцину всего за девять месяцев. «Это одно из величайших научных достижений в истории», - добавил он.

Трамп -- бизнесмен -- не осознает конфликта интересов в фармацевтическом бизнесе, когда производитель медицинского препарата сам организует его тестирование и сам представляет результаты этого своего тестирования как истину в последней инстанции?! Как может это уложиться в голове?!

(Это напоминает анекдот: русский рассказывает о том, как он приехал в Лондон, пошёл в респектабельный клуб играть в покер и выиграл очень много. В процессе игры один из игроков объявил о своей выигрышной комбинации.
-- Покажите карты, -- потребовал русский.
-- Сэр, в нашем клубе джентльмену верят на слово! -- обиделся игрок.
Русский закончил свой рассказ фразой:
-- И тут мне как повалила карта, как повалила!)

Не нужно быть проваксером или антиваксером, чтобы понимать, что медицинские препараты должны тестироваться государственными лабораториями, -- только это может давать надежду на преодоление конфликта интересов. (Почему надежду, а не гарантию? Потому что ничто не может гарантировать отсутствие коррупции и в этих лабораториях, хотя вероятность этой коррупции на порядки меньшая, чем в частных лабораториях, которые легко могут фальсифицировать результаты за вознаграждение.)

А пока сотрудники государственных организаций взаимовыгодно сотрудничают с фармацевтическими махинаторами, что, между прочим, является одним из признаков фашизма -- предмета мечтаний и правящих классов, и корпораций.

capitalism, america, pseudoscience, covid, morality, fascism

Previous post
Up