1. Идеологию гонят в дверь, а она лезет в окно
Для чего в конституции РФ статья о запрете любой государственной идеологии? Ну, понятно, что писалось это не для каких-то там абстрактных идеологий, а для запрета вполне конкретной идеологии -- коммунистической. Однако интеллектуальный уровень не только новороссийских авторов конституции, но и их американских кураторов был прискорбно низок, поэтому получилось то, что получилось.
Между тем, российская конституция пропитана идеологией. Например, декларация о праве частной собственности на средства производства и природные ресурсы -- это капиталистическая идеология. Вообще, любая конституция по определению является манифестацией той или иной идеологии. Никакая страна не может быть идеологически нейтральной.
Но как же и коммунистическую идеологию запретить, и рыбку съесть? Путинский режим вымученно-застенчиво придумал идеологию, которая вроде бы и не идеология, -- патриотизм, который мы здесь и обсудим. Замечу, мне неважно, признают ли путинисты патриотизм идеологией или нет; важно, что это, якобы, их политическое кредо, избавляющее население от размышлений о смысле существования -- своего и своей страны.
2. Патриотизм -- постмодернистская религия путинского режима
В чём главная задача внедрения путинской идеи патриотизма? Очевидно, это призыв к бесконфликтности: "Ребята, давайте жить дружно!" У вора и обворовываемого, у грабителя и ограбляемого, у убийцы и его жертвы не должно быть серьезных конфликтов -- ведь все они могут возлечь рядом на ложе подобно агнцу и льву, будучи единомышленниками -- патриотами, любящими одну и ту же страну -- РФ! Всё остальное -- от лукавого, несущественные мелочи!
Ничего не напоминает? Да ведь во время оно эту функцию путинского патриотизма исполняла религия, со всеми этими максимами: "Всякая власть от Бога", "Кесарю -- кесарево", "Подставь другую щеку". Христианство, к примеру, потому и было принято на ура рабовладельческой, людоедской Римской империей, что оно оказалось эффективным способом устранения общественных разногласий: мол, потерпите немного, все там -- в загробном мире -- будем, там и разберутся, кто прав, кто виноват.
Видимо, Путин, несмотря на свою тошнотворно показную набожность, не решился (пока?) вернуться к этой эффективной практике управления несчастными людьми, вероятно, потому, что она требует искренней веры, которой в русском народе отродясь не водилось, что и привело к известным событиям 1917 года.
3. "Историческую Россию хочу!"
Вчера я разместил ссылку на беседу с
отставным генералом СВР Решетниковым -- зоологическим антисоветчиком и монархистом, который сокрушался о том, что большевики прервали многовековую торжественную поступь "исторической России". А ведь эти камлания об исторической России, свойственные путинистам, -- из того же патриотического репертуара.
Ну любит генерал, между прочим, произошедший из той же банды, что и Путин, историческую Россию -- это же замечательно? Однако хорошо бы уточнить, что же он подразумевает под "исторической Россией".
Может быть, это березки? Или медвежье семейство в лесу? Или упоительные российские вечера, балы, красавицы, лакеи, юнкера, и вальсы Шуберта, и хруст французской булки?
Ну, такие вещи любить не запретишь, однако я, всё же, посчитал бы главным в исторической России её многострадальный народ. А народ этот в исторической России был, по преимуществу, в рабском положении, в переносном и даже прямом смысле. В то же время правящие классы этой исторической России, составлявшие немногие проценты от общей численности населения, эксплуатировали этот народ в хвост и гриву и глумились над ним похлеще, чем иные западно-европейские колонизаторы в своих заокеанских колониях.
И что же, мы должны быть патриотами и любить ту историческую Россию -- и народ, и его мучителей, паразитов и палачей? И сейчас мы должны любить РФ с её паразитами, эксплуатирующими, грабящими народ и глумящимися над ним?
Нет уж, увольте.
ДОПОЛНЕНИЕ: Бунт Ивана Карамазова (его уместно вспомнить и в связи с призывами к примирению между красными и белыми)
"Не хочу я, наконец, чтобы мать обнималась с мучителем, растерзавшим ее сына псами! Не смеет она прощать ему! Если хочет, пусть простит за себя, пусть простит мучителю материнское безмерное страдание свое; но страдания своего растерзанного ребенка она не имеет права простить, не смеет простить мучителя, хотя бы сам ребенок простил их ему! А если так, если они не смеют простить, где же гармония? Есть ли во всем мире существо, которое могло бы и имело право простить? Не хочу гармонии, из-за любви к человечеству не хочу. Я хочу оставаться лучше со страданиями неотомщенными. Лучше уж я останусь при неотомщенном страдании моем и неутоленном негодовании моем, хотя бы я был и неправ. Да и слишком дорого оценили гармонию, не по карману нашему вовсе столько платить за вход. А потому свой билет на вход спешу возвратить обратно. И если только я честный человек, то обязан возвратить его как можно заранее. Это и делаю. Не Бога я не принимаю, Алеша, я только билет Ему почтительнейше возвращаю."