У Бендера -- главного героя известной дилогии Ильфа и Петрова -- много положительных качеств. Он умён, остроумен, эрудирован ("Обратитесь во Всемирную лигу сексуальных реформ", "Дебют, товарищи, - это «Quasi una fantasia»" (название сонаты Бетховена), "Набил бы я тебе рыло, только Заратустра не позволяет", "Почём опиум для народа?", "Вы мыслитель. Как ваша фамилия, мыслитель? Спиноза? Жан-Жак Руссо? Марк Аврелий?", "Графа Монте-Кристо из меня не получилось"), способен испытывать дружескую привязанность и желание поддержать друзей.
Однако, самое главное его качество, делающее его уникальным персонажем советской литературы, -- это личностная свобода; он вне идеологий: ни советская, ни антисоветская идеология не смогли заключить его в свои рамки. Как это модно говорить с лёгкой руки
evo_lutio, его локус контроля полностью внутри него: он остаётся самим собой и в советском окружении, и в антисоветском. Ни в том, ни в другом случае он не будет жаловаться на то, что жизнь его поломана тем или иным режимом: он слишком себя уважает, чтобы считать себя жертвой.
Вероятно, это его качество вполне ощущалось советской бюрократией и вызывало её неприятие: советский режим едва ли мог терпеть свободную личность, но Бендер был преподнесён так искусно, что бюрократы не нашли, к чему придраться. Впрочем, для преодоления цензуры авторам пришлось грубо, необоснованно поломать судьбу своего героя и в первом романе, где он был убит, и во втором, где он погорел в процессе совершенно несвойственного ему наивного, нелепого решения нелегально пересекать границу, будучи увешанным драгоценностями. Авторы должны были изнасиловать его социалистическим реализмом в стиле "вор должен сидеть в тюрьме", иначе романы оказались бы роскошным плевком в советский агитпроп.