Click to view
Всем привет.
История этого танка началась в начале шестидесятых годов, когда советская армия приступила к пользованию первых противотанковых управляемых ракет - на тот момент ракетное оружие считалось имбой и, благодаря известному помешательству Хрущева на ракетах, их стали применять во всех военных отраслях народного хозяйства.
На фоне ракетной романтики генсека не могли не пострадать и танкисты, потому идея установки ракетного вооружения на самоходные платформы была вопросом времени.
Зачем это нужно - сразу было не совсем понятно, но потом догадались: Ведь так как согласно известному тезису: «танки с танками не воюют», видимо стесняются, но кто-то же должен с ними воевать - следовательно надо создать ракетную самоходную установку, чтоб она уже не стеснялась воевать с танками.
Тут же оформили концепцию ракетного танка - все сошлись во мнении что машина обязательно должна быть с мощным бронированием, зачем оно ей не совсем ясно, но так привычнее, прения возникли относительно вооружения - каким ему быть? ракетным либо ракетно-артиллерийским ? тут мнения разделились и к консенсусу прийти не удалось, но так как полный отказ от пушек казался слишком инновационным для того времени, то было принято решение вооружение ставить и то и другое, причем отдельными системами, видимо что бы конструкторам совсем не было скучно.
Но раз партия сказала «Надо» - инженеры тут же ответили «Нате» в мощном творческом порыве создав целую серию ракетных танков различной степени концептуальности.
Один из них создавался под рабочим обозначением «Объект 287» в конструкторском бюро Ленинградского Кировского завода.
Так как работы требовалось проводить быстро, то получив в феврале 1961 года распоряжение Совета министров СССР о разработке ракетного танка конструкторское бюро уже к концу 1961 завершило проэктные работы, а уже в начале 1962 военным показали эскизный проект.
Военным эскизы очень понравились и они, горя восторженым предвкушением в глазах, безаппеляционно потребовали работы еще более ускорить - надо же понимать, что невозможно долго ждать, когда на горизонте маячит такая красота!
Проанализировав насущные возможности завода и оптимистичные в своих регламентах требования военных, конструкторы пришли к единому, но неутешительному выводу, что успеть никак не возможно, потому пошли путем упрощения и оптимизации - создавать первые прототипы было решено на основе уже имеющихся на тот момент машин.
Для чего ленинградцам удалось заполучить как минимум два шасси из шести от прототипов известных как Объект 432, созданных их коллегами из конструкторского бюро Харьковского завода имени Малышева, корпевших в тот момент над средним танком нового поколения, и к тому времени уже успешно проваливших государственные испытания.
Харьковчане, кстати, впоследствии таки допилили свой прототип, в том числе не без помощи ленинградцев, примонструозив ему 125-мм пушку и практически полностью переделав заново ходовую, для производства которой фактически построили новый завод по собственной инициативе, но ставка сыграла и советская армия получила по итогу в свое распоряжение легендарный Т-64. Но сейчас не о нем.
Главное что из этой авантюры ленинградцы вышли с готовыми шасси на руках - которые уже бодро ездили со скоростью чуть ли не под 70 км/ч, уверенно преодолевали водные препятствия и даже могли осуществлять подводное вождение при использовании спецоборудования в виде длинной трубы, сейчас модно, по-заграничному, именуемое шноркель.
Наличие пусть не самой новой и не самой идеальной, но уже полностью обкатанной и прокачанной на максимум ходовой части несомненно сэкономило конструкторам кучу времени.
И вот к 1964 году Ленинградский Кировский завод полностью построил два опытных танка «Объект 287»
Традиция советской конструкторской школы, в отличии от той же американской, диктовала абсолютно верные тенденции, намного опередившие свое время - в моде был максимально низкий профиль, боевая машина не должна быть сильно выше танкиста, а желательно пониже. В результате высота танка составила всего 1.75 сантиметров, не в последнюю очередь оттого, что башня у Объекта 287 отсутствовала как класс - вместо неё был железный вращающийся блин, а пусковая ракетная установка была спрятана под ним, в недрах корпуса.
Эта установка по команде высовывала наружу только направляющую с заряженной в нее ракетой. во время марша направляющая находилась внутри корпуса, а выдвигалась наружу только непосредственно для стрельбы. После выстрела направляющая ракетной установки проворно пряталась пряталась в специальный люк, где автоматически перезаряжалась, и была готова снова выпрыгнуть как черт из табакерки с пламенным приветом наиболее вероятному противнику.
Заряжалась эта ракетница противотанковыми управляемыми ракетами «Тайфун», которых на борту было аж 15 штук в боеукладке автоматического механизма заряжания. Наводились эти ракеты на цель оператором вручную по радиосигналу и поражали цели на расстоянии до 4 км. Ракеты имели калибр 140 мм и кумулятивно-осколочную боевую часть. Бронепробиваемость ракеты составляла 500 мм, чего с лихвой хватало всем танкам того времени, что б спокойно отойти в верхнюю тундру, а мощность осколочного поражения была эквивалентна взрыву 100-мм фугасного снаряда, что наверняка должно было здорово порадовать вражескую пехоту, прячущуюся возле танка, которому бы повезло словить такой боеприпас.
Справа и слева от вращающейся платформы на корпусе разместили по броне колпаку в которые спрятали по 73-мм полуавтоматической гладкоствольной пушке «Молния» и спаренные с ними пулеметы ПКТ. Эти пушки тоже имели автоматический механизм заряжания - на советских просторах негры-заряжающие были в дефиците и потому коварные русские заставляли трудиться на зарядке безропотных роботов.
Кстати автомат заряжания был револьверного типа, что было достаточно нетипично для советской школы танкостроения предпочитающей карусельный тип автоматов заряжания, и к чему те же продвинутые американцы начали пытаться приходить только спустя почти тридцать лет, безрезультатно пытаясь запихнуть сначала револьверный, а потом и карусельный автоматы заряжания, практически вчистую слизанные с советских разработок, в свой суперсовременный Абрамс, калибр орудия которого был ограничен 120-мм так как даже самый сильный негр-заряжающий снаряды большего калибра поднять был не в состоянии сколько не пой ему песню про енота. По итогу нескольких десятков лет изысканий заменить негра-заряжающего на покорного робота в мега-танке Абрамс американцам так и не удалось до сих пор, зато удалось в процессе разработки и тестирования наделать целый ряд прототипов и освоить огромную кучу денег, за что негры-заряжающие до сих пор очень благодарны дяде Сэму.
Но вернемся к нашим баранам - каждый барабан заряжания к гладкоствольным пушкам на Обьекте 287 был емкостью по 8 выстрелов, а Боекомплект к двум «Молниям» состоял из 32-х активно-реактивных снарядов «Копье», бронепробиваемость этого копья была 300 мм что еще как то имело смысл, но вот дальность была ограничена всего одним километром, что переводило эти пушки в разряд оружия самоуспокоения.
Такой комбинированный комплекс вооружения в результате продиктовал достаточно оригинальный внешний вид танка - напоминавшего выглядывающего из воды лягушонка.
Экипаж танка состоял из двух танкистов - механика-водителя и командира-оператора. Каждый из которых, что бы не толкаться, имел для проникновения в боевую машину по персональному отдельному люку со всеми удобствами.
Лобовая бронедеталь корпуса танка представляла собой комбинированную бронеконструкцию, эдакий бутерброд из двух бронепластин с наполнителем в виде стеклопластика, что делало ее одним из первых применений композитной брони и обеспечивало полную защиту от бронебойных снарядов до 122 мм включительно и от кумулятивных средств, которые имели бронепробиваемость до 600 мм таким образом делая этого лягушонка практически неуязвимым в лобовой проэкции.
С 1965 по 1968 годы произведенные образцы всячески мучали на испытаниях
Испытания показали, что критичные недостатки танка являются прямым продолжением его передовых достоинств - например ввиду небольшой высоты у машины была шикарная незаметность и плохопопадаемость, но зато экипаж мало чего видел и плохо ориентировался на местности. Эту проблему частично решал отличный панорамный прицел «Сапфир», который и не требовал подсветки, и сам стабилизировался, и позволял вести наблюдение в любое время суток, но выяснилось что своей отличностью он обязан чрезвычайно высокой сложности, а вот наоборот чрезвычайно простой прибор ночного видения «Клин» был прост как три копейки, но зато обладал совершенно шикарной инерционностью изображения, что фактически поставило крест на задорных ночных покатушках с ветерком.
Система наведения, полностью и абсолютно лишенная автоматики и управляемая исключительно вручную, была чрезвычайно надежна, но не позволяла попадать по целям хоть сколько либо приемлемое количество раз потому как из-за плохого обзора командир попросту не всегда вообще видел куда стреляет.
По совокупности технических и боевых характеристик новый ракетный танк «Объект 287» отлично ездил, хорошо нырял, шикарно прятался даже в не очень высокой траве, великолепно держал обстрел в лоб, но, ввиду полного фиаско с системами наведения, управления и наблюдения, ничего не видел, ничего не слышал и если в кого и попадал то исключительно случайно.
Но военные, заранее просчитывая варианты, что б два раза не вставать сразу предложили конструкторам решить, между делом, интересную задачку по установке на обьект 287 вертолетного газотурбинного двигателя - а ну как взлетит? Где то далеко всплакнул Безумный Макс, а Конструкторы всем бюро тяжело вздохнули и для начала установили вертолетный двигатель на трактор и показали военным - он не взлетел, хотя мог - во всяком случае так утверждали конструкторы. Но военные им не поверили и довели до сведения, что если они военные то это совершенно не значит что им можно подсовывать трактора! Конструкторы снова вздохнули и поставили вертолетный двигатель уже на бронетранспортер. Точнее на два бронетранспортера. Он тоже не взлетел. Оба два.
После чего состоялось закрытое совещание представителей заказчика в лице Минобороны и исполнителя в лице Конструкторского бюро.
обстоятельства и результаты небыли оглашены общественности и не попали в протоколы, но после него конструктора обгоняя свой вой ринулисть ставить наконец вертолетный двигатель в танк - говорят их окрылила любовь!
Причем окрылила их настолько мощно, что они превозмогли в один танк запихнуть сразу два вертолетных двигателя! Ну что б таки два раза не ходить на совещание к военным.
Получившийся танк тоже не взлетел, но носился столь резво что военные были в совершейнейшем восторге. консруктора составом всего бюро были поименно расцелованы в румяные щеки, похлопаны по плечам и даже некоторым пообещали их не расстреливать 10 лет в ГУЛАГЕ.
Вобщем и целом получившийся танк очень понравился заказчику и был наименован Обьект 288. Так у танка Обьект 287 появился хоть и младший, но очень шустрый брат.
Военные еще три года не могли отойти от восторга и не отпускали конструкторов устраивая веселые старты - выгоняя на непроходимую трассу против друг друга новый 288 Обьект, старый 287 Обьект, а так же свеже явленный т-64 и совершенно секретный обьект 003. По итогам гонок победила дружба, что военных несколько разочаровало.
А так как к этому времени хрущевское наваждение ракетным оружием существенно пошло на убыль и 3 сентября 1968 года Совет министров постановил прекратить все работы по новому ракетному танку , Опять же появились свежие веяния оружейной моды - создание для танков «универсального» и орудия и пусковой установки в одном лице. А с реализацией такого оружия всякое желание создавать специализированные ракетные танки у современников окончательно пропало.
Проводить доработку и переделку получившейся машины посчитали нецелесообразным и наличные экземпляры попросту списали и распилили в утиль - единственный оставшийся экземпляр входит в экспозицию музея бронетанковой техники в Кубинке.
В целом есть мнение, что эта машина здорово обогнала свое время и появись она сейчас, прокачанная до современных требований, с современными системами управления и наблюдения, с современным вооружением, то она вполне бы смогла зажечь на поле боя, издалека выщелкива вражескую бронетехнику вместе с пехотой на раз два.
Но, как известно, история не знает сослагательного наклонения и ракетные танки вымерли уступив дорогу средним танкам, как в свое время неандертальцы пропустили вперед кроманьонцев.
На этом на сегодня все, напиши в комментариях про какой бы танк ты хотел узнать в следующем выпуске. Всем спасибо за просмотр - если тебе понравилось поставь лайк, кто не хочет пропустить следующий выпуск тот подписывается на канал. Пока-пока.