Выставка "15 лет РККА"

Nov 18, 2012 01:03

Оригинал поста в журнале vasik_catn - http://vasik-catn.livejournal.com/65121.html



В июне 1933 года в Москве открылась грандиозная выставка "15 лет РККА". Мероприятие было призвано художественно отразить роль, заслуги и достидения Рабоче-Крестьянской Красной Армии в защите социалистического отечества и государственном строительстве СССР. К участию в этом событии были отобраны 421 произведение живописи, графики, скульптуры и текстиля 190 художников. Вот список участников: Авилов М. И., Адливанкин С. Я., Андерсон В. П., Андреев Н. А., Бакшеев В. Н., Башилов Я. А., Белобородов В. С., Белый А. Ф., Белянин Н. Я, Берингов М. М, Бибиков Г. Н., Бигос С. Д., Богородский Ф. С., Бри-Бейн М. Ф., Бродский И. И., Бубликов Н. Е., Бубнов А. П., Буторин Д. Н., Бучкин П. Д., Бялыницкий-Бируля В. К., Васильев В. А., Вейдеман К. Я., Верейский Г. С., Веселов Г. Н., Веселовский Л. Н., Виленский 3. М., Вильямс П. В., Владимиров И. А., Владимирский Б. Е., Вялов К. А., Гапоненко Т. Г., Герасимов А. М., Гершаник Р. В., Горбунов Я. И., Горелый П. П., Грабарь И. Э., Греков М. Б., Гриншпун М. Г., Девинов Д. М., Дейкин Б. Н., Дейнека А. А., Делла-Вос-Кардовская О. Л., Дени В. Н., Денисовский Н. Ф., Депальдо А. Н., Джапаридзе У. М., Домогацкий В. Н., Дормидонтов Н. И., Дорохов К. Г., Дроздов И. Г., Ефанов В. П, Жаба А. К., Журавлев В. В., Зайденберг С. М., Захаров И. И., Зверев В. А., Зенкевич Б. А., Зернова Е. С., Зефиров К. К., Зубков И. И., Иванов Б. Н., Иогансон Б. В., Кардашев Л. А., Кардовский Д. Н., Карев В. В., Кацеблин А. И., Кацман Е. А., Келин П. И., Колобов Д. Л., Кольцов С. В., Комаров Б. А., Короткова Н. Ф., Корыгин К. Н., Костяницын В. Н., Котов П. И., Кравцов А. А., Крайнев В. В., Крамаренко Л. Ю., Краснов Н. К., Кручинин А. В., Кузнецов В. А., Кузнецова А. Н., Кукрыниксы (Куприянов М. В., Крылов П. Н., Соколов Н. А.), Кун Ю. А., Купреянов Н. Н., Курдов В. И., Кутателадзе А. К., Леднев И. В., Лехт Ф. К, Лишев В. В., Лопатинская Л. В., Лукомский И. А., Луппов С. М., Львов Е. А., Любимов А. М., Люшин В. И., Максимов К. И., Малашкин Д. Н., Мальцев П. Т., Мануилова О. М., Маризе М. А., Машкевич Е. О., Машков И. И., Мельникова Е. К, Менделевич И. А., Меркулов Ю. А., Мешков В. В., Мидлер В. М., Михайлов С. М., Мограчев С. 3., Моравов А. В., Москалев Н. И., Надарейшвили С. Д., Неймарк Л. Г., Никифорова Е. Г., Никонов Н. М., Нисский Г. Г„ Одинцов В. Г., Орешников В. М., Павлов И. Н., Павлов С. А., Петров С. И., Петров-Водкин К. С., Пиков М. И., Пименов Ю. И., Пинчук В. Б., Покаржевский П. Д., Поманский Н. Н., Прагер В. И., Пуцилло Л. В., Пчелин В. Н., Пшеничников В. С., Радимов П. А., Рождественский В. В., Ромадин Н. М., Рудаков К. И., Рылов А. А., Ряжский Г. Г., Рянгина С. В., Савицкий Г. К., Самохвалов А. Н., Сарьян М. С., Сварог В. С., Сергеев В. А., Синай-окий В. А., Соколов И. А., Соколов С. Ф., Соколов-Скаля П. П., Соловьев А. М., Староносов П, Н., Струнников Н. И., Таежная О. П., Такке Б. А., Таубер О. Н., Терпиловский Ю. М., Терпсихоров Н. Б., Тимофеев В. К, Титов Я. В., Тихов В. Г., Тоидзе И. М., Топорков Д. А., Туганов Г. А., Ульянов П. М., Фрейберг П. Ф., Хвостенко В. В., Цветков Б. И., Чарушин Е. И., Чашников И. Д., Чекмазов И. И., Чепцов Е. М., Черемных М. М., Чернышев Н. М., Чернышев Т. П., Чечулин В. Н., Шварц Д. П., Шегаль Г. М, Шервуд Л. В., Шестопалов Н. И., Шпажинская А. И., Штейнер М О., Штеренберг Д. П., Шульга И. Н., Шурпин Ф. С., Щеглов В. В., Юдовин С. Б., Юон К. Ф., Яковлев Б. Н., Якушова А. И., Яновская 0. Д., Ясинский А. А.
Афишу к выставке выполнил А. А. Дейнека:



Сперва произведения искусства экспонировались в павильонах Центрального парка культуры и отдыха в Москве. В ноябре 1933 г. выставка переместилась в Ленинград, в залы Государственного Русского музея, где работала до мая 1935 г. При этом часть выставки экспонировалась с декабря 1934 г. в Киеве, в залах Всеукраинского музея им. Т. Г. Шевченко, а с марта 1935 г. в харьковской Всеукраинской картинной галерее.



Выставка в Ленинграде.
Вот как освещалась выставка в советской прессе. Статья "Смены" из № 247 за июль 1933 г.:

"«Выставки пустуют» - тревожно сообщают газеты Запада.
«10.671 чел. побывал в первые четыре дня в живописном разделе выставки» - информирует московская газета «Советское искусство».
Живописный раздел выставки «Художники РСФСР за 15 лет» занимает шестнадцать зал Исторического музея. А вся выставка не уместилась бы ни в одном, даже самом большом помещении Москвы или Ленинграда. Она расползлась по трем музеям Москвы: живопись - в Историческом, скульптура - в Музее изящных искусств, плакат и карикатура - в Третьяковке. Но и это еще не все. Одновременно с этой выставкой открылась вторая, специально посвященная пятнадцатилетию Рабоче-крестьянской красной армии. Там собраны полотна, бронза, гранит, текстиль, изделия кустарей Палеха и Мстеры - все виды изобразительного искусства, трактующие великую тему.
Можно дальше указать, что на одну выставку «Художники РСФСР за 15 лет» было представлено свыше 3 тыс. картин и этюдов, из которых комиссия отобрала 950, что эта выставка объединила около 300 мастеров, а красноармейская - 400 и т.д.
Эти количественные показатели чрезвычайно интересны при сопоставлении с тем, что сообщают буржуазные газеты об опустении выставок, закрытии художественных школ и нищете крупнейших мастеров кисти.
Но еще более интересна качественная сторона наших выставок.
Изобразительное искусство уже запечатляет для веков величайшие образы нашего времени - образы Ленина и Сталина. Старые мастера Бродский и Грабарь дали изображение Ленина в Смольном: Ленин у телеграфного аппарата, Ленин за составлением первых декретов советского правительства. Впервые выставлены замечательные зарисовки и скульптурные этюды с Ленина, сделанные покойным скульптором Н. Андреевым. На выставке «Пятнадцать лет РККА» мы видим Сталина, выступающего на XVI партийном съезде. Картина удалась художнику А. Герасимову, он намечает подлинный образ любимого вождя.
Мы видим, как перестраиваются крупнейшие старые художники - Юон, Грабарь, Кончаловский, Богаевский, Касаткин, Кустодиев, Лансере, Крымов и другие, как они, продолжая мастерски разрабатывать старую тематику, уже начинают подходить к новой. Мы видим трудности этого перехода. Выставка показывает, что старые мастера уже по - настоящему осознают новые творческие задачи и уже находят пути для их разрешения.
Индустриальные полотна Котова, Лехта, Добрынина и других с их нагромождением производственных деталей напоминают первые рыхлые очерки советских писателей о Днепрострое и Магнитострое.
Но уже молодые художники Дейнека, Ряжский, Богородский, Антонов, Павлов и другие преодолевают поверхностное отношение к материалу, подобно тому, как Панферов и Ставский перекрыли своими книгами поверхностные очерки о колхозах.
Ряжский мог бы набросать несколько солнечных пятен, расставить фигурки работающих людей, машин и т. д. Но нет. Художник идет по более трудному пути. Крупным планом дает он фигуру колхозницы - бригадирши. В той товарищеской простоте и в то же время огромной серьезности, с которой его бригадирша отдает распоряжение члену своей бригады, в настороженном лице колхозницы, уже виден образ новой действительности, а не только «зарисовка с натуры».
Это же качество идейной глубины, проникновения в суть действительности мы видим и в радостных светлых работах Дейнеки с его здоровой любовью к человеческому телу, присущей молодому классу. Мы видим это качество и в острых, картинах Кукрыниксов. «Смена» еще вернется к обеим выставкам".
(http://smena-online.ru/stories/dve-vystavki-khudozhniki-rsfsr-za-15-let-pyatnadtsat-let-rkka)
И в заключение, весьма рекомендую посетить вот эту страницу, где собрано огромное количество ценнейших фотографий по вопросам взаимоотношения творческой интеллигенции и власти в первые два десятилетия после революции.

скульптура, декоративно-прикладное искусство, живопись, 30-ые

Previous post Next post
Up