Dec 16, 2010 19:13
При Сталине культа Галантного Века не было и не могло быть, ибо рококо считалось стилем упадочным и манерно-женственным. У наших искусствоведов были другие фавориты живописи - Ренессанс, Передвижники, Малые Голландцы. Но противостоять обаянию рокайльных линий очень сложно, поэтому эстетизированный Галантный Век всё же присутствовал в сталинской сценографии, книжной иллюстрации, etc.
Типичный пример - послевоенная 'Золушка' (1945/1947) с костюмами и декорациями Петра Вильямса. Перед нами - изысканный, сказочный мир, имеющий, правда, точную отсылку к эстетике первой половины XVIII столетия. Рококо, ещё не перегруженное деталями, во вкусе, предложенном когда-то Антуаном Ватто... Ощущается стиль эпохи Регентства и первых лет правления Людовика XV. Особенно - в мужских костюмах. Сталинская традиция в изобразительном искусстве не терпела никакой условности - всё должно было укладываться в стройные, понятные схемы.
Поэтому вся 'Золушка' выдержана в единой стилистике Ватто-Ланкре-Натье (за исключением, пожалуй, колористики). Лестница, по которой убегает Золушка, напоминает сложную виньетку рококо, более того, ощущение, что конструкция неустойчива, как-то 'мягка'. Отсутствует мощная тектоничность сталинского искусства. А вот зал с колоннами, скорее, ампир с намёком на Останкинский дворец. Сцена бала нарисована Вильямсом с воспоминанием о росписи веерных экранов. Правда, цвета всё больше сомовские, от Мира Искусства. Не розово-голубые рокайльные пастельки, а сочные, нервные краски Модерна.
сценография,
балет,
театр,
40-ые