Dec 16, 2010 13:02
Советскую архитектуру конца 1940-х - начала 1950-х годов очень часто именуют «сталинским классицизмом». Думается, этот термин применим и к моде тех лет, ибо классицизм как таковой - это художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Цель произведений, создаваемых "классицистами" - воспитание и назидание. В эту концепцию полностью вписываются заявления передовых статей "Журнала мод".
Рисунки из сборника "Рисование моделей одежды". 1947 год.
Иллюстрация из "Журнала мод" за 1949 год.
"Но существует одна форма покроя одежды, прочно вошедшая в жизнь, - это так называемая строгая форма покроя" - пишет автор вступительной публикации к "Журналу мод" (№3. 1951). В другом номере за тот же год (№1) можем прочесть: "Шёлк - любимая ткань советских женщин. Спрос на нарядное шёлковое платье растёт и в городе и в деревне". В этих фразах заключена некая констатация факта, означающая постоянность, незыблемость и неоспоримость. Классичность, короче говоря. Строгий покрой также прочно вошёл, как и дорический ордер, как и вечная тоска пролетария по Версалю...
Рисунки из сборника "Рисование моделей одежды". 1947 год.
Обложка "Журнала мод" за 1945 год.
"Коренная противоположность основ социалистической и буржуазной культур определяет различные направления и методы моделирования в Советском Союзе и в капиталистических странах. Творческий метод советского модельера построен на принципе социалистического реализма, созданного в борьбе против эстетики формализма" - это снова из №3 за 1951 год. Помимо того, что журналы мод всё-таки предлагали трудящимся полюбоваться на модели одежды, они ещё и напоминали о соцреализме, о непримипримости к формализму и о том, что "мы" и "они" - это две большие разницы.
Рисунок из сборника "Рисование моделей одежды". 1947 год.
Почтовые открытки. Художник Е.Н. Гундобин.
Дидактика классицизма, собственно, и отличала искусственный, компилятивный соцреализм от безцельно-бесполезного "формализма". Как не могло существовать искусство ради искусства, так не могло быть и моды ради самой моды. Позднесталинская эпоха с её имперскими амбициями и её строгим, стройным видом требовала соотвествующего оформления. Правильные колонны и портики ДК требовали не менее правильных людей в фойе и в зрительном зале...
Рисунки из сборника "Рисование моделей одежды". 1947 год.
Парфе кофейное из кулинарной книги.
«Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности» - утверждает словарь литературоведческих терминов. Действительно, модные журналы писали о том, что «крупным стройным женщинам подойдёт вечерний туалет из белого креп - сатена, на спине - глубокое декольте», а в реальной жизни крупные женщины попадались только среди жён снабженцев, впрочем, как и белый креп-сатен. Идеализация действительности...
А отказ от принятия многоплановой реальности был выражен в том, что в официальной моде существовала единая линия, не допускавшая никакой эклектики, никаких отклонений, типа стиляг. Трофейный стиль (ношеные довоенные шмотки из "братской" Германии) тоже нигде не изображались - в кино можно было увидеть только Любовь Орлову, одетую по картинке из "Моделей сезона". Любая разноплановость - это как хождение не в ногу, классицизм ненавидел эклектику, как советские идеологи - оранжевые галстуки и стетсоновские шляпы стиляг.
Рисунки из сборника "Рисование моделей одежды". 1947 год.
Фото из журнала "Модели сезона" конца 1940-х годов.
«На совещании были определены установки и принципы моделирования на ближайший сезон. Модный силуэт отличается мягкостью линий, простотой и оправданностью покроя. Форма плеча несколько смягчена. Жакеты и пиджаки несколько удлинены; юбки, пальто, а также платья внизу преимущественно прямые, неширокие. В фасонах рукавов преобладают «русский рукав», реглан и кимоно» - рапортовал "Журнал мод" за 1945 год. Мода не возникала стихийно или, скажем, по капризу модельера, а рождалась из директив и указов.
Рисунки из сборника "Рисование моделей одежды". 1947 год.
Блюд "шофруа" из кулинарной книги.
Классицизм всегда черпал своё вдохновение из, якобы, идеально устроенного прошлого. Мода позднесталинского периода, конечно, не могла равняться на фижмы, пудреные парики или, скажем, турнюры - все эти бесполезные предметы мешали в забое или в химической лаборатории. Не было никаких шансов и возродить античные хламиды.
Зато можно было затормозить развитие моды - оставить все линии на точке 1946 года и не париться. Кстати, есть вполне авторитетное мнение, что вся эта борьба против западных веяний в одежде была продиктована вовсе не идеологией, а - экономикой. Наркомат лёгкой промышленности не мог себе позволить менять ширпотребовские лекала каждый год - не та была в стране обстановка...
Обложка журнала "Техника - молодёжи". Начало 1950-х годов.
Рисунок из сборника "Рисование моделей одежды". 1947 год.
Любовь Орлова.
Конечно, никто об этом не трубил, но самым близким аналогом и тайным идеалом сделалась николаевская Россия. Николай I во всех учебниках именовался "палачом" и "душителем свободы", а на деле...? Советских чиновников самых разных ведомств срочно обрядили в кителя, школьников - в дореволюционную форму, мужская стрижка регламентировалась, как и длина усов. Впрочем, усы были разрешены только Вождю, Будённому и ещё некоторым особо выдающимся военным. Борода была оставлена русским классикам и античным мудрецам. С усиками рисовали стиляг - растительность на лице была признаком неблагонадёжности. Всё должно быть ровно, правильно и укладываться в канон. Классицизм, однако.
Ваза в Парке Культуры (приглядитесь к античным героям, изображённым на вазе! Они в форме!)
А. Яблонская "Утро" - пионерка из коммунального палаццо.
Соцреализмовский Антиной...
Как верно подметила Л. Петрушевская в одном из своих рассказов: "Это было начало пятидесятых годов, детей учили чинным танцам Смольного института…" В послевоенном СССР, помимо борьбы с космополитизмом, шёл процесс постижения русской литературной и музыкальной классики XVIII - XIX веков, как будто советский Агитпроп взял на себя задачу взять всё лучшее из имперской России и препарировать с учётом требований соцреализма. Советский Союз осознавал себя империей, а империи требовались люди, затянутые в мундиры испытанного фасона.
Блюда из кулинарной книги.
Реверанс пионерки из журнала "Советский Союз".
Например, в классицистическом театре всё было определено и узнаваемо ещё до того, как персонаж открыл рот для произнесения длиннющего монолога. Если вышла актриса в шлеме, с щитом и копьём - значит Афина, Орфей был вечно с лирой, Посейдон - с трезубцем. Даже имена героев комедий были говорящими. Возьмём "Недоросля": госпожа Простакова, товарищ Скотинин и рядом - девушка София (мудрость) и её кавалер со странной фамилией Милон (не то от слова "милый", не то - по имени Милона Кротонского, древнегреческого спортсмена). Короче, всем было всё ясно без слов.
Ну так вот...!
В позднесталинском кинематографе и драматургии положительный герой не мог носить зелёный пиджак и полосатые носки. Стилягам в литературных произведениях давались иноземные имена - Эдуард, Арнольд, Эраст, Леопольд. В пьесе Н.Погодина "Маленькая студентка" стиляга носит фамилию Ларисов. То есть человек в стильном оранжевом галстуке может быть только Ларисовым, но никак не Комиссаровым или, на худой конец, Кузьминым.
Фото: воспитанница детского сада на даче. 1950 год.
Почтовые открытки. Художник Е.Н. Гундобин.
"Она была в модном платье. Сергей обратил внимание на её новую прическу: коротко подстриженные волосы венчиком охватывали голову, придавая лицу шаловливую игривость подростка..." Это фрагмент из культовой повести начала 1950-х - "Дело 'Пёстрых'". Читатель, выращенный на классицизме, должен был насторожиться - девушка Лена с причёской "венчик мира", который носят "стиляжки в обтяжку"! Стало быть девушка попала в друную компанию! Так и есть...
"У Лены Сергей застал высокого худощавого юношу с бледным лицом и зачёсанными назад волосами. Сергей обратил внимание на его пёстрый галстук и на ухоженные ногти". Ухоженные ногти... Ужас! Читатель не ошибся - Арнольд и его компашка оказались не просто гадами, а ещё и преступниками.
Современный фотографии монументальных украшений эпохи Сталина.(Где взяла - не помню).
Рисунок из сборника "Рисование моделей одежды". 1947 год.
Вернёмся, однако, к стрижкам. Мужские стрижки конца 1940-х - начала 1950-х годов были максимально короткими. Мужчины, изображаемые в модных журналах, все коротко острижены, а волосы зачёсаны назад. Чёлка - привилегия мальчика. Стиляги, как известно, носили кок - это был высокий начёс надо лбом, который укреплялся при помощи бриолина, а так как после войны этот хитрый состав можно было купить только в Прибалтике или, что называется из-под полы, то стиляги довольствовались сахарным сиропом (прямо как в галантном XVIII веке, когда высокие дамские куафюры укреплялись именно таким способом).
Фотографии со съёмок фильма В.Тодоровского "Стиляги".
Девушкам полагалось носить косы, распущенные волосы или там модная западная стрижка приравнивались к идеологической диверсии. В школах внимательно следили за тем, чтобы девочки не носили "конский хвост" и не подвивали локоны. Единообразие, лаконичность, строгость, скромность и правильность. Думаете, это постулаты марксизма-ленинизма? Не-а. Это классика. Золотое сечение, ни грамма - лишнего, ни сантиметра - чуждого.
Приглядитесь к мужчинам и женщинам, рекламирующим моду. В этот период на Западе был распространён иной тип - худощавый, слащавый супер-мэн и хрупкая в плечах, курносенькая цыпочка с осиной талией и многообещающей тазобедренностью. В СССР эталоном признавался мощный, высокий мужик с красивыми бицепсами - Марс, и женщина с правильными чертами лица и довольно мощным станом - Венера. В книгах по моде пишут про некий колхозно-народно-кондовый типаж. Всё фигня. Классика. Создатели моды оглядывались не на ткачих и не на шахтёров, а на музейную классику, на эталон.
И, вместе с тем, в этом единообразии была красота. Класика всегда изящна, ибо она исключает не только полезное многообразие, но и любую чересчурность и вычурность. Отрицая эклектику, классика перечёркивает и дурновкусие... Я б сказала, что у сталинского классицизма в моде есть ещё одно название - тоталитарный гламур.
CROSSPOST - http://zina-korzina.livejournal.com/265967.html
книги,
50-ые,
журналы,
мода,
плакаты,
40-ые