В кинокомедии «Весна» (1947) невозможно увидеть ни одного плохо или скромно одетого человека (рабочие на крышах и те в новом). Скажете, что в советском кино активно «лакировали» действительность? У того же Григория Александрова во всех довоенных фильмах и Любовь Орлова, и её партнёры по съёмочной площадке носят что-нибудь рваное или непрезентабельное - наша звезда то прислуга, то письмоносица на велосипеде, то замарашка. Вот в «Цирке» (1936) она - заокеанская дива, разве что. Тогда как «Весна» - это витрина и рекламный буклет.
Шляпы из советских журналов мод.
Дивная Маргарита Львовна. Кадр из фильма «Весна» (1947).
Помните в одной из сцен, где Маргарита Львовна примеряет шляпку, хозяйка сообщает, что вещичку прислали из дома моделей? Это подчёркивается не просто так - своеобразный product placement, но с иронией - шляпку оценила комическая Маргоша, а не учёная Никитина. По сути, весь фильм демонстрирует продукцию Общесоюзного Дома Моделей (ОДМО) на Кузнецком Мосту, открывшемся в 1944 году. О, да, во время войны. У него был свой «Журнал мод» (так и назывался, ибо в СССР не любили называть вещи именами, не связанными с содержанием, но сейчас не об этом).
Открытка из личной коллекции автора текста.
А справа - издание Московского Дома Моделей - фасоны, чем-то напоминающие по силуэту наряд Любови Орловой.
Были и другие «островки моды» - Московский Дом Моделей, также имевший своё печатное издание. Потом ещё ателье и частные мастерицы, но шили они в 99 из 100 по лекалам ОДМО и Минлегпрома. Итак, все персонажи «Весны» - манекены и модели. Даже Лев Маргаритович и та при всей ей нарочитой старомодности решилась надеть хозяйскую шляпку. Поэтому начнём с этой крохотной штучки (я про шляпку, а не про экономку). В те годы головной убор - обязателен для дамы - и в СССР, и на Западе. Без шляпы или без платка - не одета. Это правило ушло только в 1960-х годах, когда случилась настоящая революция в мире моды.
Кадр из фильма «Весна» (1947) и скан из книги «Женщина и её платье. Век XX».
В 1940-х были популярны крошечные завитушки из фетра, увенчанные лентами, искусственными цветами и - вуалями. Фантазия и лёгкое безумие. Хотя, были популярны и лаконичные шляпы с широкими полями, какую носит актриса Шатрова. К слову, это всё - вещи самой Любови Орловой, включая невероятно стильное летнее пальто с капюшоном (да, это не плащ, а именно пальто). Добавлю, что реальная девушка из кордебалета, если она не являлась пассией какого-нибудь начальника, не имела такого шикарного гардероба. Так что реальная Верочка Шатрова, бегающая по кастингам, была бы одета попроще.
Кадр из фильма «Весна» (1947) и скан из п «Рисование моделей одежды». Ред. И.А. Тер-Овакимян.
Теперь о линиях. В те годы сохранялся «военный» дух - широченные плечи и недлинная юбка (до колена). Прообразом этого силуэта была военная форма. Уже в 1947 году Кристиан Диор предложил распрощаться с «мундирами», удлинить юбки и началась эра New Look, правда, в СССР «плечики» держались дольше. Кстати, в США и Англии - тоже. Причина - люди донашивали то, что было. Это нормально. Когда Диор привёз творения в Голливуд, его не поняли... Да, в послевоенную эпоху было модно сочетать строгий жакет с женственной блузкой - журналы мод предлагали разнообразные жабо а-ля Галантный Век.
Платье из советского журнала мод (скан), кадр из фильма «Весна» (1947) и виды рукавов.
Мужчины в то время одевались солидно. Широченные брюки сочетались с такими же мощными пиджаками - Николай Черкасов и Ростислав Плятт (весьма немаленькие ростом) выглядят, как исполины - один величественный, второй - забавный. Полноватый в жизни Михаил Сидоркин (журналист) смотрится элегантно. В те годы ценился не столько модный крой, сколько материя - бытовали фразы «у него - шевиот», «заказать бостоновый костюм», «пошить коверкот», и так далее. В эпоху Оттепели сделалась актуальной узкая линия, но многие мужики продолжали носить «респектабельное» широкое, а узкие брючки считались молодёжным вывертом. Но это будет потом. А сейчас - весна!