Вообще, это текст предназначался моим френдам по Фейсбуку и подписчикам азербайджанской национальности. Так уж сложилось, что Азербайджан знает меня, в основном, по Фейсбуку или телевизору.
Я написал его несколько дней назад и могу сказать, что он мне непросто дался. Мне было и больно, и сладко и теперь, по прошествии нескольких дней, я понимаю, что этот текст очень важен для меня, как для личности.
Не уверен, что он будет интересен всем, но этот журнал еще и про меня, а не только про рецепты еды в казане и на мангале.
Еда это то, что сопровождает нас каждый день. И наше физическое здоровье напрямую зависит от того, какую еду мы употребляем.
В настоящее время и музыка точно так же сопровождает нас каждый день. Хотя до изобретения различных способов звукозаписи профессионально исполняемую музыку можно было послушать только на празднике. А на каждый день - слушай, как мама поет, или сам пой, или слушай, как поют птицы.
Но людей, которые жили в такой акустической чистоте уже не осталось - время бежит. А как я им завидую! Ведь для них настоящая музыка была как драгоценность, как бриллиант, лежащий на черном бархате! Представляете себе, сколько эмоций вызывала у них каждая встреча с музыкой?
Доводилось наблюдать, как грудные дети реагируют на музыку? От грустной мелодии младенцы плачут самыми святыми в мире слезами, от веселой - дрыгают ножками, от колыбельной засыпают. Найдите в ютубе ролик-мультфильм "Азербайджанская колыбельная", там Шовкат Алекперова поет, а русские мультипликаторы картинку нарисовали. Найдите, послушайте и посмотрите. Если вы не заплачете, как младенец, если слезы не потекут, то крокодил ты бессердечный, а не человек!
Я уверен, что люди, жившие в экологически безупречном акустическом мире могли реагировать на музыку так же, как теперь только дети.
И музыка могла быть только "живой" - вот ты, а вот музыкант. У одного сердце начинает чаще биться, и у другого тоже! Один заплакал на скрипке или таре и у другого слезы потекли! Все было очень по-настоящему, по-честному.
Но в те времена и еда была такой же настоящей, натуральной и для абсолютного большинства людей доставалась тяжким трудом. И ее не было так же много, как теперь музыки. И она передавалась точно так же, как музыка - из рук в руки. И ценилась сто крат выше, потому даже простая еда вызывала у человека потребность помолиться, поблагодарить Бога за посланный хлеб. А вы давно перед едой молились? Да ладно - молились - хотя бы искренне радовались, глядя на хорошо приготовленную еду?
Все потому, что теперь еда распределяется точно так же, как и музыка, обезличенно - через супермаркеты, через рестораны или кафе, где ты, порою, и не видишь глаза того, кто для тебя готовил эту еду.
И обмана стало больше, что в еде, что в музыке. И еда, и музыка превратились только в бизнес и ничего личного. Производители корма для двуногих научились угождать вкусам плебса и производить сколько угодно гамбургеров, колбасы, пивасика и доширака. Производители корма для души - музыки - тоже подобрали ключики и агрессивно навязывают то, что по их мнению должен схавать пипл.
Меня не устраивает, если мои дети и внуки будут питаться всякой дрянью. И это одна из причин, почему я занимаюсь популяризацией народной кухни и просто хорошей кулинарии.
Орхан Памук рассказывает, как в 50-е и 60-е годы в Турции изменилась мода на питание - появился фастфуд. У поколения турецких стиляг считалось стыдным есть дома мамину еду. И на сегодняшний день народная турецкая кухня лежит в руинах, а то, что предлагают в большинстве ресторанов - очень плохо. Я отчаянно не хочу, чтобы то же самое произошло с родными для меня азербайджанской и узбекской кухнями. И я буду работать для того, чтобы вкус к хорошей еде не просто сохранился в наших народах, но и распространялся - на соседние и дальние страны. То, что мы сохранили свои национальные кухни, это драгоценность, это как Байкал с чистой водой для России, это то, что прямо на наших глазах становится экспортным ресурсом.
Но дело в том, что вкус человека, его нравы не воспитывается местами, частично. Это комплексное понятие. Не может человек, который потребляет всякую дрянь одними органами чувств воспринимать великое другими своими органами. Воспитанный на картинках в туалете не поймет театр - согласны со мной?
Самое близкое к еде среди других искусств это музыка. Знаете, почему? Потому что музыка и еда не нуждаются в переводе на другие языки! Это именно то, с чем следует идти к другим народам. Это то, что необходимо хранить, как зеницу ока!
Да, у нас есть и другие культурные сокровища, но эти всегда на поверхности, это то, по чему человек одной национальности узнает другого. Другие люди могут не понимать твоего языка, не знать твоих обычаев, но еду и музыку они - точно вам говорю! - поймут всегда. Поэтому еда и музыка должны идти впереди дипломатов, либо хотя бы сопровождать их.
Что знают об Азербайджане на постсоветском пространстве? Кого из великих азербайджанцев?
Хорошо знали, но начинают забывать Рашида Бейбутова, до сих пор знают и любят Муслима Магомаева, знают и относятся с большой симпатией к Поладу Бюль-бюль-оглы, и помнят песню "Эй Хаят, сан на гарибасан".
Однажды Леонид Парфенов был у меня в гостях. И мы развлекались, играя в "угадай мелодию". Я играл на дутаре, начинал те песни, которые сам знаю и люблю, а Леонид вспоминал их слова - у него уникальная память на тексты. Но как он меня поразил, когда я заиграл "Эй Хаят", а он запел эту песню... на азербайджанском! Не "Джиб-джиб джужалярим", которую многие в России знают (что тоже само по себе культурологическое чудо), а песню, слов которой и я, пусть и русскоязычный, но все же азербайджанец, не знаю! А Леонид Парфенов... слушайте внимательно! - русский человек из Вологодской области, из города Череповца ЗНАЕТ АЗЕРБАЙДЖАНСКУЮ ПЕСНЮ!
Понимаете, что такое сила азербайджанской музыки? Понимаете, что надо хранить, развивать и любить, как самое ценное?
Нееет, не понимаете! Нет, не все это понимают!
Потому что Леонид Парфенов после случая со мной напел эту песню в одном из своих телевизионных произведений. И что обсуждали мои братья-сестры и племянники в интернете? Мало кто из них поблагодарил Леонида Парфенова - они на все лады пережевывали и плевались из-за того, что Леонид, видите ли, не так слова произносил.
Да вы радоваться должны, что такой человек поет азербайджанскую песню на всю Россию! Вы полюбить его должны только за то, что он спел эти четыре строчки со всем уважением к нашему народу! А вы что сделали?!
Ладно, Леонид Парфенов. Что делали с Рашидом Бейбутовым за то, что он осмеливался петь азербайджанские песни на русском языке? Как злословили его, как ненавидели? Да-да, покойных любят гораздо больше, чем живых. Сейчас прибегут комментаторы, станут доказывать, что их бабушки любили Рашида Бейбутова! Да, часть наших бабушек (тогда еще умных девушек) - любили, а часть ненавидели и травили. И я это знаю доподлинно, помню из детства, очень ярко запомнил, потому что мне, ребенку, было невозможно понять, почему эта дурная тетка так ругается на телевизор, ведь дядя хорошо поет, да еще и на русском языке - даже мне слова понятны.
И Муслима Магомаева теперь все любят! Как удобно любить покойников, а?
А вы не задумывались, почему он так рано умер? Вот ведь, его ровесник Иосиф Давыдович Кобзон недавно на своем юбилее пять часов подряд на сцене пел!
Я хорошо помню последний концерт Муслима Магомаева, в день его юбилея, который ему устроил Гейдар Алиевич. Муслим отказался тогда петь и сидел в зале, рядом с Президентом. На экране шли записи его выступлений, а человек, которого перестал подпитывать его собственный народ, потерял возможность петь. Да, конечно, есть и медицинские факторы, но вы же не станете отрицать, что в человеке главное - это душа? И если душа принадлежит народу, то не от народа ли зависит, как будет звенеть эта душа - как новая, натянутая струна, или повиснет безвольно, оторвавшись от грифа? И ведь были такие подлецы, кто из зависти подпиливали его струны. Это был самый трагический концерт, который я видел в своей жизни!
Что вы думаете, теперь не так? Наш соотечественник, ровесник многим из вас, Юсиф Эйвазов 19-го декабря 2017 года спел главную партию в миланском театре Ла Скала в премьере оперы «Андре Шейне». Это был триумф нашего оперного искусства. Как вы думаете, сколько азербайджанских сайтов осветили это событие? Да-да, для его успеха оперного певца, для доходов, для аплодисментов и цветов от зрителей этого уже не нужно, но все же - сколько? 0 сайтов. Большой жирный НОЛЬ азербайджанских сайтов написали об этом.
Пару лет назад они с Анной Нетребко давали концерт в Москве. Вся Москва, весь свет были на этом концерте. А сколько азербайджанцев присутствовало в зале? Сейчас скажу. Я, моя жена (русская женщина, которая любит азербайджанскую музыку не меньше меня), я пригласил наших друзей - Субхи Шихлинского с супругой и уже на концерте мы встретили Эльчина Азизова, которому сам Бог велел быть на этом концерте, потому что он - солист Большого Театра. Да это был концерт не азербайджанской музыки, но выступал наш соотечественник! А в Москве живет миллион азербайджанцев. И вот, нас всего лишь три супружеские пары на весь концертный зал.
Ладно, Эльчин и Юсиф живут не в Азербайджане и поют для другой публики. Но в Азербайджане живет и плодотворно творит, развивает азербайджанскую музыку и понимает ее на невиданные высоты композитор и пианист Фархад Бадалбейли. Недавно ему исполнилось 70 лет. Честь и хвала нашему посольству и лично Поладу Бюль-бюль-оглы, которые организовали в концертном зале им. Чайковского города Москвы его юбилейный концерт. Если что, этот зал расписан на два года вперед. И организаторы БЕСПЛАТНО РАЗДАЛИ БИЛЕТЫ азербайджанской диаспоре.
Какой стыд я испытал перед Фархад-муаллимом, когда пришел на концерт. Пустые стулья, как выпавшие изо рта зубы по всему залу. Ладно, рот хоть золотыми коронками можно наполнить, но как можно было азербайджанцам не пойти на концерт такого человека? Любишь или не любишь ты классику и джаз, если ты азербайджанец - встань, подними свою задницу с дивана, дойди и отдай долю уважения даже не Фархад-муаллиму, а своему народу! Ты же азербайджанец, сукин ты сын!
Вот если бы там присутствовали первые лица Азербайджана, тогда да - яблоку бы негде было упасть, билетами бы спекулировали!
Нет, подождите, я еще продолжу эту тему, а пока должен еще раз сказать, дать кое-кому по башке:
Вы слышите, журналяки, писаки про силикон в сиськах и губах певичек, герои интернет-баррикад?! Один наш парень поет в Большом театре, а другой в Ла Скала! Где интервью с этими людьми, которыми Азербайджан не просто может, а ОБЯЗАН гордиться?!
Эти интервью не им нужны - они уже самодостаточные и успешные люди, эти интервью нужны нашему народу, нашей молодежи! Потому что на примере этих мужчин должна воспитываться наша молодежь, а вы - подлецы - воспитываете их на примере воров в законе (это про них ваши главные новости!) и на примере всякой нечисти, паразитирующей на азербайджанской великой музыкальной культуре.
Но, Боже мой, к кому я обращаюсь со словами о воспитании молодежи? Да они же сами невоспитанные и глупые, щенки и сучки!
Я несколько дней назад нашел в ютубе канал Алима Гасымова. Не ролики с его песнями, а официальный канал.
Я сейчас расскажу, почему я люблю этого певца и при каких обстоятельствах я его полюбил.
И вот, смотрю ролик за роликом, не могу оторваться, а потом посмотрел на количество просмотров - 100 просмотров, 109 просмотров.
Я вспомнил радио в машине, когда приезжаю в Баку. Чтобы послушать нормальную азербайджанскую музыку, а не плохо исполненную русскую или латиноамериканскую музыку на азербайджанском языке, порою, все ручки у приемника выкрутишь. А там кругом тыц-бум и безголосые вопли.
У меня кровь в жилах, а не вода. Это азербайджанская кровь. Я не мог молчать, когда увидел, что какая-то низкопробная туфта под названием азербайджанская музыка получает миллионы просмотров, а гений - жалкие сотни. Да, я крикнул!
И чем же закончился этот вечерний выкрик? Из под ворот затявкала какая-то крашенная шавка. Ай, шавка, Машалла - лает на Сталика! Из под следующих ворот, не проснувшись после новогоднего оливье, не почистив зубы от перегара, загавкали другие.
Ну, гавкайте, гавкайте, мои недорогие! Вы на великих гавкали, а я кто такой? На меня можно, вам за это ничего не будет.
Но какой-то маменькин сынок написал обо мне «называющий себя азербайджанцем». Вот это уже никуда не годится.
Черт с ними, с вашими музыкальными вкусами. Жрите сосиски и донер, если они вам роднее долмы и пити. Но ты, подлец, не смей даже трогать своими потными, мягкими ручками светлое имя моего отца!
Мой отец был простым парнем, из простой семьи, когда вслед за старшим братом переехал в Узбекистан. Он на заводе слесарем работал, но увлекался математикой. Вот как бывает, молодые ребята увлекаются шахматами? Так мой отец увлекался математикой. Слесарь-азербайджанец увлекался математикой и из интереса, из любви к науке поступил на заочное отделение университета, окончил его и продолжал работать слесарем. А что, ребята в бригаде хорошие, зарплата хорошая, на заводе квартиру дали, отец в квартиру купил радиоприемник с проигрывателем пластинок, чтобы слушать азербайджанскую музыку.
Потом его вызвали в горком, ругали за то, что имея диплом работает слесарем и заставили перейти в новый политехнический институт преподавать математику. И заставили поехать учиться в аспирантуру, в Баку.
Мать - учительница. Родилась сестренка. Мать вкалывала на две ставки и вязала шерстяные платки на продажу, потому что отец аспирантскую стипендию тратил… на азербайджанские грампластинки.
И все мое детство в нашем доме звучала традиционная азербайджанская музыка. Еще соседка, тетя Соня-армянка, приносила, обменивалась с отцом, она тоже любила азербайджанскую музыку.
А по телевизору коммунисты каждый день по шесть часов крутили классику.
А я, как подрос, конечно, другую музыку любил. Дип Перпл, Пинк Флойд. И у меня с отцом были самые лютые конфликты именно из-за музыки. Он меня сильно обижал. Взял и летом 75-го стер кассету с Пинк Флойдом 74-го года! Мои ровесники поймут, о чем я. А когда сломался магнитофон, через который отец слушал записи Зейнаб Ханларовой, разбил сделанную моими собственными руками электрогитару, потому что подумал, что магнитофон сгорел из-за подключения гитары. Все родственники потом укоряли отца и сообща купили мне настоящую электрогитару, красную, импортную. А он не дал мне ее взять с собой, когда я уезжал учиться в Москву. Казан мама в чемодан положила, а гитара там, в Фергане осталась. Я с тех пор 30 лет не брал музыкальные инструменты в руки и теперь учусь играть заново.
Рассказать вам, на каких инструментах я начал учиться играть, когда мне было под 50? На азербайджанских национальных инструментах!
Мой отец умер ровно 19 лет назад, на моих глазах, среди бела дня, неожиданно. Был абсолютно здоров внешне, ему был всего 61 год, разговаривал со мной о чем-то хорошем, сказал «ну, хорошо, хорошо», закрыл глаза и умер за одну минуту. Я ничего не смог сделать. Ничего! Ни одной таблетки, ни скорую вызвать… до реанимации довез, но было поздно. Это была самая огромная трагедия в моей жизни, самая огромная потеря. Мой отец был самым строгим, но самым лучшим и самым добрым человеком.
Знаете, что помогало мне в те черные годы пережить эту боль? Азербайджанская музыка. У меня была полная машина азербайджанских кассет. Я слушал то, что было дорого моему отцу и эта музыка разглаживала мое сердце, отец разговаривал со мной через эту музыку, весь азербайджанский народ гладил меня по голове через эту музыку, говоря: Сталик, мы тебя любим, ты наш, жизнь продолжается, растет твой сын - новый Гусейн (моего отца Гусейн звали, Гусейн Аскерович).
Как раз в то время ко мне попали кассеты с записью Алима Гасымова. Как я восхищался этим певцом! Как жалко мне было, что мой отец не слышал эту музыку! Мне крикнуть хотелось «Папа, послушай! Послушай, как он поет!»
С тех пор я с азербайджанской музыкой уже не расстаюсь никогда. Понимаете, мой отец добился от меня того, чего хотел, даже после смерти. Потому что… любил меня. Любил свой народ.
Вообще, понимаете, что такое любовь? Любовь, она как инфекционная болезнь, передается контактным способом. И только через любовь передается жизнь.
А что такое моя жизнь? Я - всего лишь одно из звеньев в цепочке моего рода. Сверху, надо мной, было другое звено - мой отец. Слева и справа от отца другие звенья - его братья и сестра. Подо мной звенья моих сыновей и дочерей, они держатся за меня, за мать и друг за друга. Чем больше звеньев в семье, чем крепче они скованы, тем крепче кольчуга нашего рода.
Но наша семья это не плоская конструкция. Мы связаны с другими родственниками, и связи идут не только вверх-вниз и влево-вправо, но еще и вперед, назад, по всему пространству. И вот, все вместе, все эти звенья, связанные друг с другом и есть народ, нация.
Главная сила, которая связывает звенья нации в единое целое это ее культура, язык и земля. Подо мной нет азербайджанской земли - дед родился в Иране, отец в Туркмении, нас приютили братья-узбеки, а теперь мы живем в России. Как бы мой отец не старался, я так и не выучил хорошо азербайджанский язык - это было невозможно вне языковой среды. Я до сих пор по-узбекски говорю лучше, чем по-азербайджански, а по-английски лучше, чем по-узбекски. Стыдно? Конечно!
И у меня осталась только одна точка притяжения к моему народу - культура. И поэтому эта связь для меня особо дорога, потому что если и ее не останется, то я совсем осиротею.
Поэтому, если хотите обидеться на меня за то, что я поругал ваши современные музыкальные вкусы - ну, обижайтесь, не проблема!
Я же тоже на отца обижался, а теперь благодарен ему за то, что мои музыкальные вкусы многогранны - Пинк Флойд и Дип Перпл остались на месте, но я слушаю и классику, люблю джаз и легко воспринимаю любую фольклорную музыку, любого народа. А моя главная любовь - азербайджанская музыка и Азербайджан. Вместе со всеми вами - хорошими, плохими, мудрыми или глупыми, добрыми и щедрыми или озлобленными и алчными.
Если я не буду создавать точки притяжения, не буду тянуть к центру то, что стремиться отпасть, если вокруг меня, в азербайджанском народе, всем станет все равно, что молодежь слушает, что ест, как ведет себя, то какой смысл называть себя азербайджанцами?