Мой старший товарищ и друг Гулом-ака. 1938-2017.

Mar 11, 2017 08:11





Двадцатилетним пареньком, в далёком первомае 1958-го года, Гулом-ака проехал перед трибунами на собственноручно построенном автомобиле.



В 1968-м он решил, что без техники посерьёзнее ему не обойтись. Ну чем вам не Хаммер?



И лишь мечта о небе осталась невоплощённой. По утверждению Гулом-ака этому гибриду самолёта и вертолёта недоставало только несущих лопастей, которые, было, уже изготовили где-то на заводе в Куйбышеве, да не позволили попасть стратегическому изделию в частные руки.

Но это ещё не всё!
В 1964 года Гулом-ака с супругой поехали отдыхать на курорт - минеральную воду попить.
На курорте Гулом-ака сделал для себя открытие, что грампластинку, с которой он, разумеется, был хорошо знаком, можно изготовить и кустарным способом. Помните звуковые письма на "рёбрах" - грампластинки на рентгеновской фотоплёнке - предтечу кооперативного движения? Сметливому Гулом-ака достаточно было одного взгляда на чудо-аппарат, чтобы понять его устройство. Через год он собрал такой же собственными руками - только качество звучания улучшил.
Аппарат, позволяющий "грести деньгу" и вести безбедное существование был готов, но... не таков Гулом-ака, чтобы успокаиваться!
Ну что записывать на тот аппарат? Какие фонограммы? Гулом-ака решил для себя, что и певцов и музыкантов он должен записывать сам. Через несколько лет упорного труда, поисков необходимого оборудования, у Гулом-ака была первая в Узбекистане (да и только-ли в Узбекистане?) частная звукозаписывающая студия. Не понарошку, всерьёз, всё по-взрослому - вот какая студия!
Жил по соседству с Гулом-ака молодой певец, с хорошим голосом и несомненным талантом. А у вас по соседству - мало ли таких?
Стал Гулом-ака записывать его песни и распространять их сначала на "рёбрах", магнитофонных лентах, а потом и на появившихся к тому времени кассетах. Записи молодого певца распространились по всему Узбекистану буквально молниеносно и стали очень модными. Ну вы же знаете эффект от такого распространения - от магнитофона к магнитофону? Как когда-то получилось с записями Высоцкого, а позже Машины Времени? То же самое произошло и с этим певцом. Но по популярности этот певец стал как в России... скажем... да нет!, ну не было в России такого певца, каким был и остаётся для узбеков Шерали Жураев! Сегодня-то конечно, ясно и понятно, что талант подобного масштаба неизбежно пробил бы себе дорогу - не так, так иначе. Но всё-же именно Гулом-ака оказался первым на его пути.

Теперь Гулом-ака 68 лет.
Знаете, о чём говорит со мной этот человек, пока я его фотографирую?
Знаете, о чём он размышляет и какие у него ныне заботы?
Он рассказывает мне о попытках изготовить... компактный катализатор для расщепления воды на кислород и водород, чтобы машина поехала на воде.
Вот так! Не больше и не меньше.
А с виду - простой дядька, правда?

PS Читаем с приятелем комментарии и беседуем:
- А ведь пока Гулом-ака строил вертолёт, кто-то запускал Боинги и Эйрбасы...
- А кто-то строил Макларены и Мерседесы...
- ...и пока он записывал Шерали Жураева кто-то записывал Пинк Флойд.
- А вот здесь я бы поспорил! Записи Шерали определили лицо узбекской музыки на долгие годы, таких примеров во всей современной западной музыке - раз-два, и обчёлся.
- Неважно даже, как это было сделано технически!
- Да, это просто сработало и это... это уже история.

PS В последний раз я виделся с Гулом-ака примерно 12 лет назад, еще в Узбекистане. Тогда и снял его портрет, переснял фотографии из его фотоальбома и сделал эту запись в блоге. Вчера я узнал, что его больше нет. Почти 80 лет потрясающе-интересной жизни. Светлая Вам память, дорогой Гулом-ака!



Знаете, о чём говорит со мной этот человек, пока я его фотографирую?
Знаете, о чём он размышляет и какие у него заботы?
Кликайте по ссылке - это очень интересный человек!

Previous post Next post
Up