Убийство на улице Советской

May 25, 2016 10:08



На днях я принимал гостей из Израиля. Все они выходцы из Ферганы. Один из них - младший брат моего хорошего друга Иосифа, дружба с которым продолжается и спустя четверть века, как он уехал из Ферганы. Другого я знал хорошо еще в молодости: подготавливал его по математике к поступлению в институт. Двоих других видел в первый раз, но был рад встретить их в своем доме, потому что они мне земляки и являются друзьями моих друзей.

Наверное, вы уже догадались, что эти ребята - бухарские евреи.
У меня было очень много друзей среди бухарских евреев, их старики становились для меня наставниками и я многому научился у этого народа.
Но в чертах их национального характера есть то, что я не могу понять и поэтому не могу принять. Послушайте мой рассказ, чтобы понять, о чем я.

В 1987-м году Фергану потрясла страшная весть: среди бела дня, в своем доме, с особой жестокостью, после долгих пыток убиты двое стариков, бухарских евреев. Наверное, многие евреи подумали тогда, а не начало ли это погромов?
Убийцы и организаторы преступления были пойманы и их судили.
Среди убийц был полный интернационал - там были представители едва ли не всех основных национальностей, населяющих Фергану. А организаторами убийства выступили один кореец и один... бухарский еврей.
Дело было так. Бухарский еврей работал в виноводочном магазине в городе Кувасай Ферганской области. Деньги у него водились. К нему обратился кореец, с предложением выгодно вложить деньги в освоение целинных земель.
Корейцы в то время договаривались с колхозами, брали в аренду неудобные земли, начинали обрабатывать их и сажали там лук. Параллельно насаживался сад. Деревья подрастали три-четыре года, а все это время между деревьев выращивался лук. Урожай продавали и получали немалые доходы.
Но для освоения земель нужны были деньги: пробить грейдером дорогу, просверлить артезианскую скважину, нанять рабочих носить камни с поля, на трактора для пашни и на топливо, на прополку, на питание сезонных рабочих и так далее.
И кореец предложил еврею: чем больше денег вложишь, тем больше и получишь! Тот согласился и вложил не только свои личные деньги, но и кассу магазина.
Что-то пошло не так. То ли неурожай, то ли кореец в карты проиграл все деньги, я не знаю, не помню, говорилось ли об этом на процессе. Но деньги кореец вернуть не смог, а в магазине еврея приближалась ревизия. С такой крупной недостачей он мог надолго попасть в тюрьму.
Еврей говорил корейцу:
- Володя, что мне делать?!
А тот отвечал:
- Не знаю! Если бы я знал, где можно взять деньги, я бы на любое преступление пошел, чтобы только тебя не подвести!
И еврей пошел на подлость. Они как раз проезжали на машине мимо дома по улице Советской и еврей сказал:
- В этом доме денег и золота столько, сколько тебе и не снилось!
В том доме, на самом деле, жили очень не бедные люди. Чем раньше занимались старики пенсионеры я могу только предполагать, а их сын был ювелиром и просто очень опытным, умным бизнесменом.
Но кроме их личных сбережений в том доме хранились деньги еще многих еврейских семей.
Дело в том, что многие семьи жили без стариков. Значит, весь день все на работе, на учебе, а дома никого нет. И евреи договаривались о том, что кто-то возьмет к себе в дом их деньги и ценности на хранение. Сами понимаете, насколько большим авторитетом должны были пользоваться те люди, которым соседи доверяли все.
В таких домах обычно жили помимо молодых людей еще и старики. И евреи договаривались между собой, чтобы навещать такой дом каждый час. Как будто кто-то просто мимо ехал или проходил, остановился, зашел, "как вы здесь?" пиалу чая выпил, убедился, что все в порядке и дальше поехал. А тут уже кто-то следующий на подъезде. Ну, и телефонные звонки "у вас все в порядке?"
Уж я не знаю, как еврею-подлецу удалось в день преступления устроить так, что никто не пришел проведать стариков. Может быть, он, зная примерный график, всем по очереди сказал, что он навестит стариков, а тем не надо беспокоиться? Например, есть дело к их сыну, поэтому ты не приходи, я сам схожу!
Но получилось так, что еще утром, через забор соседней школы преступники проникли в дом и начали пытать стариков. В ход пошло все, что вы только можете придумать. Ножи, горячие утюги, побои.

Слушайте внимательно, это поразительно!

Старики ничего не отдали. Со старухи сняли серьги и кольцо, где-то дома нашли несколько сот рублей, которые далеко и не прятали, а остальное старики сохранили ценою своей жизни.
Вы понимаете? Они видели, что их убивают. Их пытали, требуя сказать, где деньги и золото, а они перенесли эти пытки и погибли.

Суд шел в областном Доме Офицеров. Прямо на сцене поставили клетку с преступниками, там же и суд сидел, прокуроры, адвокаты. Полный зал людей, тишина, все вслушиваются в слова, которые произносят то прокурор, то адвокаты, то убийцы.

Вышел сын убитых. Его спрашивают о материальных претензиях к подсудимым. Он требует максимального наказания и отказывается от денег. Я никогда больше за всю свою жизнь не слышал такой речи - столько горя было в его словах.

Я сказал своему другу Славику, тоже бухарскому еврею:
- Эх, да зачем же эти старики не отдали им эти деньги? Лучше бы живы остались!
А Славик ответил:
- Да ты что, Сталик? Старики свое уже прожили, а в этих деньгах жизнь будущих поколений стольких семей!

И ведь прав оказался Славик. После ферганских событий 1989-го года не все евреи засобирались уехать, некоторые посчитали, что национализм был направлен исключительно против турков-месхетинцев и им ничего не грозит. Но после событий 1990-го года в Андижане, где после неудачного футбольного матча толпа пошла громить евреев, засобирались уже все. И не будь тех денег, не сохрани их старики, как бы они уехали?
А так - вот, уехали, устроились, работают, детей рожают, свадьбы играют, меня зовут в сентябре на очередную свадьбу, поеду, наверное.

Умом я тех стариков понимаю, наверное, соглашусь, что они правильно поступили, не отдав деньги. Все равно бы их убили - кто же станет оставлять свидетелей? Но сердцем принять этот героизм не могу.

А вы как считаете, правильно поступили старики или нет?

----------------------------------

Сейчас вспомнилась еще одна история. Иосиф, мой друг, тоже засобирался в Израиль. И мы пошли к Донику - сыну тех самых стариков - за советом. Что покупать Йосику, что везти в Израиль? Пришли в дом, в котором до сих пор витало горе. На окна установили тяжелые железные ставни, целыми днями они были закрыты на замок. В доме кругом меры предосторожнсти. Доник нас впустил, но оглядывался.
В ответ на наш вопрос он сказал:
- Сейчас ничего покупать не надо. Где доллары найдете, по какой бы цене не было, доллары покупайте.
Я подумал:
- Доллары? Что за глупость? Кому они нужны, эти доллары.
И мы с Йосиком сделали все по-своему. Хорошо, хоть в чем-то угадали, не пропал мой друг в Израиле, хорошо устроился.
Но все же надо было слушать именно Доника, ведь шел 1990-й год. А мы были дураками. Не только Йосику надо было покупать доллары, но и мне! На что я потратил деньги, которые зарабатывал в те годы? А доллары потом у других людей занимал, под проценты. Других богатыми сделал, вместо того, чтобы свои накопить и пустить в дело, когда это стало возможным.

Наверное, среди молодых ребят, которые сейчас читают эти строки, тоже есть такие же дураки, каким я и сам был.
Ведь очень часто мы идем за советом к тем, кого считаем умнее. И, если совет не понравился, делаем все наоборот. А зачем же ты ходил за советом? Чтобы услышать подтверждение своим собственным мыслям? А если человек, которого ты сам признаешь более опытным, умнее тебя и говорит совсем другое, так ты все равно все сделаешь иначе? И как же назвать такого человека? Дурак и есть!

Не повторяйте моих ошибок! Не надо учиться на своих - учитесь на моих.
Учиться не стыдно, если бы я слушал все, что мне в свое время говорили старшие... эээх, где бы я сейчас был!
Сколько возможностей упущено.

Previous post Next post
Up