Недавно видел статистику о том, люди каких национальностей живут в Америке. Выходцев из бывшего СССР - немало. Поэтому практически у каждого из нас есть знакомые, друзья, а то и родственники в Америке.
Но у меня нет знакомых на Брайтон Бич, поэтому я расскажу вам о другой русской Америке, о которой вам еще никто не рассказывал.
Из Нью-Йорка мы выехали в полдень, а в маленький городок на 35 000 жителей приехали затемно. И в Америке по пятницам бывают пробки!
Утром я проснулся рано - еще сказывалась разница в часовых поясах - взял фотоаппарат и вышел прогуляться по району.
А он весь вот такой - без заборов, так и хочется сказать "одноэтажный". Здесь посылки с дорогими товарами оставляют на пороге, если никого дома нет. Хороший городок.
Это дом моих друзей. Впереди гараж, а сам дом сзади.
Вот этот же дом с другой стороны. Слева и сзади гараж, а по центру вход в сам дом. Справа, уровнем ниже, дверь в помещение, которое они сами называют "подвал". Да только какой же это подвал, если там столько окон? Просто дом стоит на косогоре и потому получилось, что с какой стороны не посмотри - он двухэтажный, а на деле в нем три этажа.
Даже если посмотреть со стороны заднего двора - лужайки за домом.
Вошел в дом, а там уже вкусно пахнет - женщины хлопочут на кухне.
Представляете, придумали покупать готовое тесто, раскатанное под мексиканские тортильяс, что ли, и готовить в нем чебуреки. Фарш куринный.
Тесто, на первый взгляд, выглядит необычно.
Но чебуреки получаются такими - вполне себе чебуреками.
Когда в доме по утрам вкусно пахнет никого особо будить не надо - и дети, и собаки, все сами проснутся и на кухню придут.
Позавтракали, собрались и поехали за город, на природу.
Хотя я и не очень понял, чем природа в городке была хуже этой, куда мы приехали?
Да и мангал можно было бы развести на лужайке за домом!
Тем более, что озеро, на берегу которого мы расположились в надежде на водные процедуры из-за жаркого лета отступило. Даже лодки, которые захватили с собой не стали спускать на воду.
Женщинам опять хлопотать - столы накрывать.
В красно-полосатом - Людмила.
В красно-полосатом - Пётр.
В сине-сером-полосатом - сын их Семён.
А позади Людмилы - в темно-синем полосатом - Ирина, их дочь.
У них еще и старший сын есть, но он далеко живет, в Массачусетсе, приехать не смог.
Все дети уже давно женаты, у них самих детей полно.
А познакомились и подружились мы с Людмилой и Петром, когда их дети были как раз такими, как сейчас их внуки. Значит, лет 25 назад.
А вот еще один старый друг - Андрей. Узнал, что я приехал, ну и сделал крюк километров в триста, заехал по пути, чтобы повидаться.
Надо ж кому-то и о горячей еде побеспокоиться!
Пока другие занимаются спортом и ведут исключительно здоровый образ жизни.
Подсыпали угля, приготовили, поели.
Ирочка, ну, куда еще и торт? Да кто же может столько съесть?
Отец и сын на гитарах поиграли, молодёжь позабавлялась коптером, стало вечереть, поехали обратно домой.
На другое утро, в воскресенье, поехали в церковь, на собрание.
Мои друзья - евангельские христиане-баптисты.
Потому их предки и оказались в 20-х годах прошлого века в Узбекистане, что их раскулачивали, сажали в лагеря и ссылали за то, что не отказывались от веры.
Больших и красивых храмов у них не было, молиться они могли в любом доме и крушить и ломать комсомольцам и большевикам было нечего, поэтому отрывались на людях, а вера в их сердцах оставалась несокрушимой в любых обстоятельствах, при любых невзгодах.
В этот день праздновали Жатву и многие люди в проповедях и обращениях говорили о том, что в годы невзгод и материальных лишений хранить веру было... легче. А теперь, в Америке, когда в их семьях наступило изобилие, возникла опасность угасания веры. Неужели для того, чтобы по-настоящему, искренне верить так уж обязательно жить в бедноте да тесноте?
Если кто никогда не бывал на богослужебных собраниях баптистов, то все происходящее может вызвать удивления. Ну, какой духовой оркестр в доме молитвы? А между тем, сказано в Библии: играйте Господу на музыкальных инструментах, славьте Его!
И люди, конечно, не как на эстрадном концерте, но мало у кого из них написано сумрачное настроение на лице.
Наоборот, многие улыбаются. Это внук Людмилы и Петра, кажется, сын Семёна.
Ну, правда ведь? Вера это тоже дар Божий и почему для изображения веры непременно нужно сотворить скорбное выражение лица?
Хор исполняет псалмы.
Старшие произносят молитву благодарности Богу за хлеб и Слово, которые он послал людям.
Это солист - песню поет.
Еще в Фергане Петр при церкви создал вокально-инструментальный ансамбль, а Андрей, который приезжал накануне, был солистом.
У меня была студия, я записывал музыкантов и певцов, так и Андрея тоже записывал.
Click to view
Это Андрей уже в Америке где-то выступает. Послушайте, если хотите.
После собрания всех пригласили в соседнее здание, где по случаю праздника жатвы было подано угощение.
Даже плов приготовили ))) Но это не я.
Видимо, что-то заказывали, а что-то и сами приготовили.
Может быть кто-то не знает, чем баптисты в основном отличаются от православных.
Долгие годы Библия в России существовала только на церковно-славянском языке. Не случайно раньше считалось, что образованный человек должен знать латынь, древнегреческий и древнееврейский языки - это было необходимо для того, чтобы читать и понимать Библию в первоисточниках. И вот, нашлись образованные люди, которые решили не просто перевести Библию, но еще и разобраться, что же именно там написано и к чему призывает Бог. То есть, и в России произошел тот же самый процесс, что и в Европе, когда появилось протестанство.
Но протестанты в России решили для себя, что пьянство приводит к скотообразному поведению, поэтому спиртное было напрочь исключено из жизни общин.
Поначалу в баптистских церквях было очень много людей высокообразованных. Например, одним из первых ссыльных в Фергану был человек, который, собственно, и составил план ГОЭЛРО - ленинской электрификации России. Закончил он свою жизнь на Соловках.
Власть отстраняла баптистов от образования самыми иезуитскими способами. Например, приходит ребенок из баптистской семьи в школу, а пионерский галстук не хочет повязывать. Его и выгоняют с уроков. Люда и Петр рассказывают, что все школьные годы в корридорах простояли.
Я помню судебные процессы над баптистами, которые шли еще и в семидесятые годы. Моя мать работала в школе, их вызывали в суд в качестве свидетелей. Она приходила с тех судов пораженной мужеством и крепостью тех людей, которых судили только за то, что они читали детям Библию.
Поэтому постепенно оказалось так, что все баптисты оказались самыми простыми рабочими, уборщицами, посудомойками итп.
В Фергане многие из них занимались пчеловодством, потому и могли прокормить свои большие семьи - ведь они не делают аборты.
Мой друг Петр - человек очень умный, смекалистый, талантливый, на все руки мастер. Он умел, казалось, все - сварить металлы, положить кафель и оштукатурить стену, склеить разбитую электрогитару так, что никто не мог заметить даже и следов ремонта, он мог отремонтировать Жигули от и до сам, без помощи мастеров.
У них было только трое детей - мало по баптистским меркам. Была трехкомнатная квартира, мебель, Жигули.
Но постоянных заработков у них не было. Пчелы давали урожай когда как, их приходилось возить все выше в горы. Людмила вязала кофты и продавала их.
Когда мы подружились, я старался подбрасывать Петру работу. Купят люди автоматическую стиральную машину или кондиционер - Петр пойдет, установит, получит немного денег. Параболические антенны появились и начали входить в моду. Я научил Петра, он со старшим сыном ходил, устанавливал.
Помню, они только уехали, я звоню им туда, в Америку, а Люда отвечает: "Они поехали антенну ставить". Я спрашиваю: "И что? Хоть долларов 50 платят за одну антенну?" Она говорит: "Что ты! 200 долларов! Это нам такая помощь! Спасибо тебе, что научил их!"
Потом Петр стал работать на фабрике, туда же пошел и его сын. Сын выучился, стал инженером, очень на хорошем счету теперь, идет по служебной лестнице вверх. А Петр перешел работать водителем - водит огромные фуры. И Семен, их младший сын тоже стал водителем. Зять, муж Ирины, Вениамин, тоже.
Это я вам их дом показываю, они его сами, своими руками от и до построили.
Я уже только потом разобрался, что Люда с Петей мне свою спальню уступили, а я - вон какой беспорядок устроил.
Это столовая.
Ирина с Вениамином брали кредит на дом, начали строить огроменный, а тут кризис 2008-го года, заказов на перевозки не стало. Они пошли в банк, мол, не можем платить по графику, а можем платить вот столько. Но банк дом отобрал. Ирина с Венимамином ничего не потеряли, кроме времени. Они же деньги брали поэтапно, на эти деньги и строили.
В это время Людмила с Петром строили этот дом сами, без кредитов.
Ирина с Вениамином подключились к делу и живут теперь на втором этаже, куда лестница ведет.
Людмила рассказывает: "Вот этот паркет мы сами, вдвоем с Иришкой прибивали".
"А кафель... Я куда-то поехала, а Ирина сама, одна, всю кухню выложила кафелем. Посмотри, как получилось!"
Не могу сказать, что Петру сейчас совсем легко живется. Он много и довольно тяжело работает. Водить фуру, когда тебе за 60 перевалило - не самая простая работа.
Но он крепкий. Иногда берется еще и за ночные смены, на "шаттл". Это значит, надо приехать на железнодорожную станцию, прикрепить к тягачу загруженную фуру и отвезти ее на фабрику неподалеку. Там оставить груженную фуру, подцепить пустую и обратно на станцию. Так 12-14 раз за ночь. Вы к легковой машине хоть раз прицеп крепили?
А Людмила с самого начала, как приехала, стала выпекать торты и пирожные. В подвале, в который я так и не спустился, у нее прекрасно оборудованная профессиональная кухня - там она и готовит торты по заказу магазинов, кофеен и организаторов свадебных торжеств. Вроде бы, тоже неплохо зарабатывает, Ирина ей помогает.
На фотографии комната для стирки; жаль, что я не снял кухню-кондитерскую.
Это гараж, здесь Вениамин, зять их, развлекается машинкой для стрит-рейсинга.
Незадолго до отъезда из Ферганы Петр попал в аварию. Петр виноват был. В той машине пострадала беременная девушка - ключицу сломала.
Мы забрали их Нексию, машине месяца три было, отремонтировали и продали с изрядным убытком. А им купили новую. Ходили, уговаривали потерпевших, чтобы они дали уехать Петру спокойно, компенсировали им все убытки, докторов сами к девочке водили.
И я только теперь узнал, что Петр приехал в Америку с тремя детьми и... пятьюдесятью долларами в кармане. "Потерпевшие" вымогали и забрали у него все деньги - за проданную квартиру, машину. Говорили ему: "Только Сталику не говори, а то все обратно вернем!"
Это было 17 лет назад.
Знаете, с одной стороны, отъед Петра и Людмилы стал очень большой потерей для нас. Это были очень хорошие, очень добрые, очень надежные друзья. Да почему были?! Они и сейчас есть - просто далеко.
И вот, я поехал, посмотрел на их труд, на их жизнь и хочу сказать. Да правильно они сделали, что уехали. Они ведь не за колбасой - при таком трудолюбии они и в Узбекистане бы до сих пор неплохо жили. Ведь их Америка приняла как беженцев, потому что они реально за свою жизнь подвергались гонениям, а их родители - судебным преследованиям именно за веру. А кому их вера мешала? Вот же - живут они в Америке, кому-то там хуже стало от того, что приехали порядочные и трудолюбивые люди, работают, приносят обществу благо и сами зарабатывают, живут, слава Богу, не хуже других?
Россия да Украина потеряли в их лице добропорядочных сыновей и дочерей - вот это да. Сначала выпихнули их в Среднюю Азию (а других в Сибирь), потом, после развала Союза, никому они в России не нужны были - еще и сейчас сотни тысяч русских хотели бы получить российское гражданство, но на это уйдет 5-6 лет жизни, и все это время ты будешь в России жить с теми же правами, что и гастарбайтер. Понимаете?
Теперь вот что. Постарайтесь правильно понять этот пост. Он не против России и не за Америку. Этот пост не против Православия и за протестанство. Этот пост не против русских и не за американцев. Это пост даже не за "пора валить".
Этот пост - за здравый смысл. Америка - прекрасная земля, но и Россия не хуже. У нас масса природных богатств. У нас неглупые и талантливые люди. Не все пьют, все больше людей отказываются от водки вообще. Многие готовы работать всерьез.
И я очень хочу, чтобы в России люди жили так же, как сейчас живут Пётр и Людмила. И дело даже не в материальном благосостоянии - у них все есть, но не более того! Но надо ли более, если эти люди свободны, счастливы, твердо стоят на ногах и никто в их спину не шипит "у, баптисты!"?