“Prisoners of the Ghostland” (Узники страны призраков) (2021). Суть проста. Он - прожженный грабитель банков, чей последний налет на деньгохранилище закончился печально абсолютно для всех. Погибло несколько операционистов, охранников, и чтобы никому жизнь не казалась сказкой - заодно и маленький мальчик из числа заложников. Пришел в себя Герой (а как еще назвать такого человека?) в кандалах. Где-то в Самурай-тауне, руководит которым эстетствующий безумец-старик по прозвищу Губернатор. Одет грабитель и головорез лишь в фундоси, традиционное для Японии нижнее белье; в чем-то подобном обыкновенно выступают сумоисты. У Героя два варианта на выбор. Либо отыскать похищенную на днях внучку Губернатора, Бетрис, получив прощение за все грехи (в юридическом, а не христианском толковании), либо облажаться и умереть.
.
Ощущение - надо сказать, приятное - что Николас Кейдж, в отличие от Майкла Парэ и Лэнса Хенриксена, крайне тщательно выбирает себе роли. Не для того чтобы «заплатить по счетам» - потому что такие фильмы как «Мэнди» и «Цвет из иных миров» явно не про это. Да, бывает в его современной карьере нечто трэшовое, но трэшовое лишь со знаком плюс, в хорошем, наилучшем из смыслов. От «Мамы и папы» до «Призрачного гонщика». Но в последнее время куда чаще - сначала fantasy и фантастика с намеком на хоррор, а потом и сам хоррор. Чему лично я чертовски рад. Да, вряд ли Кейдж когда-либо еще сыграет в таких фильмах как «Скала» или «Покидая Лас-Вегас». Но нужно ли? Он нашел новую нишу, играет на полную и по полной. Не просто отбывает повинность, мелькая в ничего не значащих эпизодах. А ниша та - вовсе не грошовые триллеры и ужасы, в которые с головой окунулись когда-то блиставшие актеры вроде Эрика Робертса.
.
Представить себе, что такое «Узники страны призраков», достаточно легко. Берем немного Тарантино, его «Убить Билла» (первую часть). Добавляем щепотку «Безумного Макса». Заправляем соусом из сериала «Кровавый драйв» и откровенного трэша вроде «2001 маньяка» 2010 года. Финальный штрих - немного сухариков и сушеных тараканов в виде старого sci-fi/экшена/хоррора начала восьмидесятых или начала девяностых, на ваш выбор - от «Разрушительницы» Роберта Куртцмана до «Большого переполоха в маленьком Китае» сами-знаете-кого. В конце же - распыляем на кухне аромат «Побега из Нью-Йорка», густо, максимально гуще. Упс, получилось не легко, а сложно? Больше похоже на откровенный бред? Он и есть. Достаточно хотя бы того, что Герой получает в подарок от Губернатора специальный костюм: ежели что не так, ежели что не то, сработают бомбы, закрепленные на шее и в районе… да, в том самом районе.
.
Вы поймете, нужно оно вам или нет, сразу. Достаточно пяти-десяти минут. Либо выключите фильм, смачно плюнув в экран ноутбука, либо станете жертвой чар этой безумной-безумной ленты. Лихим образом сочетающей в себе вестерн и постядер, самурайскую тематику и сюрреалистичный хоррор, культовые творения Серджио Леоне и «Армию тьмы» Сэма Рэйми. В части безумия происходящего могу сравнить «Узников»… наверное, только с тем, что делал и делает Нобору Игучи, да ему подобные. Сплэттерпанк? Нет. Этот фильм вообще не имеет прямых аналогов. Впрочем, шедевром из-за этого он не становится, и новой вехой в (непонятно каком) жанре - тоже. Сион Соно, в определенных кругах режиссер известный, даже культовый («Холодная рыба», «Клуб самоубийц»), поэт и визионер, явно решил уделить больше внимания визуальной составляющей «Узников», а не сюжету или мифологии (которой фактически нет).
.
Если бы японцы, ИМЕННО ЯПОНЦЫ решили снять залихватский трэш, смешав вестерн с постядером, ИМЕННО ЭТО бы и получилось. Поэтому немного странно видеть здесь европейские лица: того же Героя, того же Губернатора, той же Бернис. Кино это бесконечно далекое от европейской или американской школы. Если вы его посмотрите и не поймете ровным счетом ничего, не волнуйтесь - здесь не надо ничего понимать. Лучше считайте количество фриков, диковатых сцен, масок, пейзажей, удивляйтесь вместе с героем Кейджа, который будет с некоторым очумением смотреть на то, что однажды окажется в его руке - собственное окровавленное, оторванное микровзрывом левое яйцо. Любуйтесь ярчайшими работами Ника Кассаветеса и Билла Моузли, благо оба выдали великолепный перфоманс. Нет, племянник Копполы не сыграл свою лучшую роль. Нет, новой «Токийской полицией крови» это чудо из чудес не стало.
.
Но «Узники» - явление совершенно уникальное. Даже не фильм, скорее, своего рода театрализованное представление в формате Wild-Wild-West-Japan.
.
И да, Так Сакагучи тоже здесь.
.
6,5/10