“Dachra” (Дашра) (2018). Перед студентами тунисского факультета журналистики поставлена непростая задача. В качестве курсовой необходимо снять фильм. Тема и хронометраж - на выбор учащихся. Вот только история должна быть строго эксклюзивной, никаких повторов прошлого. И уж тем более, никаких упоминаний о Революции - этого добра хватило в минувшем году. Можно снимать одному, можно собрать целую команду. Валид, Ясмин и вечный прогульщик Билель сколачивают одну из таких. Последний предлагает хорошую, на его взгляд, тему. Его родственница работает в больнице для душевнобольных, где уже 20 лет содержится безумная МонДжи. Девушку (тогда еще девушка, сейчас она 40-летняя женщина) нашли на шоссе, полностью обнаженную, изуродованную. При себе у нее не было никаких документов, а потом за пациенткой, которую более-менее привели в чувство, так никто и не пришел.
.
Она стала настоящей занозой в заднице для персонала больницы: агрессивна, говорит разными голосами, нападает на врачей, калечит их, уродует все, что находится в палате, словно она - это и не она вовсе. Отличная идея! Завтра будут улажены все вопросы с проникновением в клинику и съемками внутри нее. Валид и Ясмин - «за», несмотря на то, что Ясмин постоянно мучают ночные кошмары, да и ее собственный дед далек от понимания «нормальности». Вот визит в больницу. Интервью с молодым и амбициозным главврачом. Который категорически отрицает наличие среди пациентов женщины по имени МонДжи, после чего жестко выпроваживает студентов прочь из своего кабинета. Дальше, тем же вечером - немного денег «тому, кому надо», спуск на запретный для посторонних этаж, туда, где содержатся совершенно безумные личности, уже мало похожие на людей, туда, где больница перестает быть больницей. Подвал, сырость, холод, твари, которым больше нет места в обществе. Заканчивается все плохо - но не для молодежи. У них в руках - карта с указанием места, где началась история МонДжи. Это деревня Дашра.
.
Приятен сам по себе уже лишь пролог. В нем безымянный мужчина едет по ночной дороге, останавливает автомобиль, выбирается наружу с огромным тюком наперевес, медленно двигается к старому дому, возле которого один человек жжет костер, а другой - точит огромные ножи. Все трое начинают вскапывать могилу, а затем перерезают глотку мальчику и бережно обтирают тряпками огромный, невесть откуда взявшийся пористый шар размером с добрый холодильник. А титры сообщают нам, что действие якобы «основано на реальных событиях». Впечатляет. Даже забываешь о том, что «Дашра» - чуть ли не первый хоррор из Туниса. Восток в последнее время и правда атакует; в хорошем смысле. То выстрелят Эмираты («Джинны»), то Египет («122»), то Иран («В тени»), то Марокко («Бугимен»)… Теперь вот вотчина российских туристов. Это не «Ведьма из Блэр». Скорее, местные сделали самую лучшую антирекламу, которую только можно, для своих же родных мест. Как Тоуб Хупер - для Техаса. Как Илай Рот - для Словакии. Как российские режиссеры - для российской глубинки. Как ирландцы в целом - для Ирландии.
.
Фильм преимущественно «художественный», и снят он так, что пальчики оближешь. Актеры - лучше, чем вы думали, аутентичность присутствует в полной мере: да, это Тунис, и он никак не похож на США, Испанию или Шотландию. От пейзажей до особенностей диалогов. Из клише - не ловящие сеть мобильники, да странноватого вида крестьяне. Такой, очень европейский (в хорошем смысле) продукт, но со своими нативными особенностями. К слову, красочных пляжей не будет. И саундтрэком - отнюдь не прославленные Myrath. Никакой романтики, только пустынные дороги, глухие леса, деревни, которых нет на картах, отшельники (на самом деле - простые сельские мужики), что давно уже порвали с цивилизацией, но не порвали со свежим МЯСОМ. Два часа - вроде бы ох как не мало. Но действие не буксует, фильм не назвать скучным. Он полон густой и совсем недоброй атмосферы, местами - мрачнее некуда, зритель задается вопросами, которые не получат ответа до определенного сценаристом времени, присутствуют аккуратные отсылки к классике, вплоть до роуговского «А теперь не смотри». Высокий балл - не за происхождение, не за аутентичность. За качество.
.
8/10