“Vivarium” (Вивариум) (2019)

Sep 23, 2020 01:50


“Vivarium” (Вивариум) (2019). Джемма и Том - совсем еще молодая пара, более того, они даже не женаты. Но думают о собственном доме. Девушка работает учительницей младших классов, ее бойфренд… скажем так, «ищет себя», подрабатывая то там, то сям. Денег у них, конечно, немного. И оба ищут самые бюджетные варианты. Однажды нелегкая заносит их в офис компании-девелопера «Вдалеке», где странный менеджер по имени Мартин призывает обоих съездить в стоящий вдалеке от города малоэтажный поселок. Очень, знаете ли, выгодная покупка. «Достаточно близко и достаточно далеко - как раз на нужном расстоянии». И это «дома не для начинающих, это навсегда». Одинаковые коттеджи одинаковых ядовито-зеленых цветов, настолько ядовитых, что этот «рай» буквально режет глаз.
.
Впрочем, внутри здания под номером девять достаточно уютно. Вся обстановка, нормальный ремонт, да еще и приятный сюрприз для потенциальных клиентов в холодильнике. Вот только соседей не видно. Вообще никого. Внезапно пропадает Мартин. А когда пара собирается уехать, то оба понимают: это бесполезно. Дорога кружит их, вновь и вновь приводит к девятому коттеджу. Телефоны отказываются работать, они ездят по кругу, выезда нет, а девятый - тут как тут. Ощущение, что Джемма и Том оказались в настоящем лабиринте, что совсем не собирается их отсюда выпускать. Бак с бензином пустеет, наступает ночь. Иного выхода нет, придется здесь заночевать. В своем новом доме, где рядом совсем нет людей. Идеальном доме, еще не купленном, но уже определившем своих новых жильцов.
.
Полагаю, Джесси Айзенберг и Имоджен Путс в представлениях особо не нуждаются. ОК, первый из «Добро пожаловать в Зомбилэнд». ОК, вторая из «Зеленой комнаты» и «28 недель спустя». Им приходится остаться в странном коттеджном поселке. Тишина такая, что позавидует иное кладбище ночью. Вкуса у клубники из холодильника - нет. И никого вокруг. Ни звука. Ни детей, ни юных мам с колясками, ни их мужей, ни магазинов, ни скучающих подростков, ничего. Только бесконечные дома, все как один, вплоть до горизонта. Одна и та же архитектура, одни и те же цвета. Как будто наши герои попали в иную реальность… Откуда нет выхода. Даже не знаю, что хуже. Покупка в ипотеку двухкомнатной квартиры в типичном для Москвы многоэтажном гетто, где никогда не было и не будет счастливой жизни.
.
Или вот так - оказаться на лоне природы в типовой малоэтажке, без соседей и, главное, возможности оттуда убраться… хоть куда угодно. Фильм буквально паразитирует на модных нынче темах о страхе остаться без собственного жилья, покупки не того дома, что нужно, и не там, где нужно, «собственничестве», битвы за личные квадратные метры вопреки всему (потому что «так нужно»). На руках у Айзенберга и Путс появляется ребенок, чужой ребенок, который растет подозрительно быстро. А сам поселок кажется (причем намеренно!) 3D «аппликацией», причем не из лучших. Здесь совсем нет логики (откуда берутся продукты?), это сатира, метафора в кубе, аллегория в квадрате. «Вивариум» - не столько хоррор, сколько артхаус, претенциозный, неглупый, с множеством соцкомментариев. Но существуют они, как обычно это и бывает с авторским кино, только ради самих себя. Любопытный experience, однако без него можно запросто обойтись.
.
5/10

аллегория, соцкомментарий, символизм, артхаус

Previous post Next post
Up