«Атакан. Кровавая легенда» (2020). В Советском Союзе изучением разнообразной мистики занимался особый отдел при ОГПУ. Телепатия, телекинез, ясновидение, магические ритуалы, и так далее. Происходило это в начале 30-х, причем специалисты отдела организовали несколько экспедиций: например, в Сибирь к местным шаманам, в буддистский Тибет. Среди артефактов в распоряжении советских ученых оказался и знаменитый «атакан». Древний камень, найденный при строительстве Санкт-Петербурга на берегу Невы, который в давние языческие времена использовался в качестве алтаря для человеческих жертвоприношений. Все это Дмитрий Олегович рассказывает своим студентам-историкам в ходе одной из лекций, однако те откровенно смеются над «страшными», как им кажется, «сказками». Все, кроме тихони Норы. Она прекрасно помнит истории своего деда, который был занят в строительстве питерского метро и в результате оказался в дурдоме. Произошел обвал, работникам пришлось искать другие выходы из туннеля, и… Все остальные погибли, а единственный выживший рассказывал такие истории, что врачи посчитали его сумасшедшим. Но от деда осталась тетрадь, и один из рисунков в ней чертовски напоминает единственный «эскиз» зловещего камня. Дмитрий Олегович на пару с Норой немедля организует импровизированную экскурсию в петербургские подземелья. Всего исследователей будет шестеро. Сама Нора, ее брат Боря, не расстающийся со своей камерой. Тусовщик Макс, готовый проводить остальных в катакомбы, вход в которые находится рядом с популярным клубом, где он проводит все выходные, и где у него есть «свои люди».
.
Четвертая - лучшая подруга главной героини, Полина. Пятая - случайно оказавшаяся с ними Лана. Шестой - очарованный старыми преданиями преподаватель. Он, как и Нора, уверен, что там, в давно заброшенных туннелях бомбоубежища по-прежнему находится лаборатория ОГПУ, а в ней - искомый артефакт. Удивительно - очередной российский хоррор снят не в Москве и не Святославом Подгаевским, более того, к славянскому фольклору он не имеет никакого отношения. Бюджет явно небольшой, главный здесь - 28-летний, никому не известный режиссер, на чьем счету нет ни одной полнометражной работы. Типичное B-Movie вроде «Диггеров» и «Путевого обходчика»: никаких масс-показов в кинотеатрах, да и рекламы особой не случилось - лично я узнал о том, что фильм появился на свет, совершенно случайно, роясь среди жанровых новинок. Легенда проста как пять копеек, главные герои стереотипны (для пущего эффекта в этой разношерстной компании нашлось место девушке, страдающей от астмы), бэкграунда у них нет (а нужен?). Катакомбы, если честно, больше напоминают какие-то заброшенные склады и производственные помещения советских времен, где ничего не меняется десятилетиями. Причем, помещений этих - две с половиной комнаты, два с половиной коридора и немного вентиляционных проходов. Половина действия - стандартное художественное полотно, другая половина - псевдодокументалистика (привет Борису). Логика не выдерживает никакой критики: оказывается, Нора должна найти «атакан»… в память о своем дедушке (sic!). Но мы же часто прощаем хоррорам множественные сюжетные неувязки? В «Кровавой легенде» хорошо то, что не совсем понятно, к какому именно поджанру относится эта лента. Кого встретит молодежь: маньяка-убийцу, культ сатанистов, древнюю тварь, Демона Ада собственной персоной, или просто сойдет с ума? Нормальное кино с достойной порцией «шашлыка», не «Фобос». Звезд с неба не хватает, но зрительское внимание в течение 80 минут удерживать ему по силам.
.
6/10