«Юленька: Смертельные уроки» (2008)

Oct 08, 2009 22:55

«Юленька: Смертельные уроки» (2008). Дети, позвольте представить вам нового учителя. Пятый «А» с одной стороны, Андрей Валентинович - с другой. В мире - просто Белов. Молодой и неглупый человек с внушительным преподавательским багажом за плечами. Отныне его вотчина - тихий провинциальный городишко и женская гимназия с 200-летней историей. Первый же день работы омрачается неприятными известием: в классе отсутствует одна из девочек. Соня Ялинская. Она выбросилась из окна. Именно на ее месте сейчас видит приемная дочь Белова, Настя. Вскоре выясняется, что отношения между ученицами гимназии оставляются желать лучшего. Знаете, что такое девичьи драки? «У нас плохой класс. Все знают. На них кровь», - мрачно говорит Настя. Записка в одном из дневников: «Спасите нас» - чем тому не подтверждение? Среди прочих учениц особое внимание Андрея привлекает Юля. Дочь прекрасной молодой женщины. Дочь без отца. Умная не по годам. Старше своих одноклассниц, много старше - и не по возрасту. Она медленно, но верно вторгается в жизнь Белова и его семьи. В качестве друга. Излишне, замечу, навязчивого друга, подавляя в три раза более старшего Андрея своей железной волей. … Мать погибшей Сони - пациентка местной психбольницы. Из реки вылавливают очередной труп. А девочки из пятого «А» боятся - по крайней мере, большинство из них, и молчат. Над этим городом, над этой гимназией веет призрак тайны. Замкнутой на одном-единственном человеке, который искусно манипулирует как взрослыми, так и детьми. Андрей очень скоро станет его заложником. Разрушится его сон, разрушится его семья. И это только начало…

«Горе от ума» (забудьте о Грибоедове, не о том речь), а также аномалии психического развития - вопросы актуальные не только для реального мира, но и для широчайшей вселенной кинематографа - в том числе и хоррора. Тем удивительнее, что фильм, прекрасно сочетающий в себе психологический (на грани патологии!) триллер и камерный «жутик», снял средней руки телеведущий, неплохой продюсер и режиссер семейных комедий, среди которых - «куценковская» «Любовь-морковь». Речь об Александре Стриженове. Да, необычный проект для нашего кино. Первые ассоциации: Ардженто и «Суспирия», Макки и «Темный лес». Но в данном случае - без мистики. Банальный психоз и «умное» сумасшествие, чистая психология - от чего делается еще жутче. Скорее, Хичкок, а не великий итальянский хоррормейкер и его американский ученик. Суть - от первого, атмосфера - от вторых. Но помните - никакой дьявольщины. При том, что филигранного ужаса здесь более чем достаточно. Сюжет сколь избит, столь и интересен. Характеры выписаны и воплощены на экране настолько хорошо, насколько это возможно (еще один сюрприз!). Атмосфера и антураж совершенно нехарактерные для российской продукции - «Юленька» с легкостью могла бы быть итальянским, британским, американским фильмом - плюс, однозначный плюс! Нелюбимый мною Марат Башаров сыграл блистательно, а исполнительница роли Юленьки - ЕЩЕ лучше! Хорошо подобраны цвета, роскошным образом оттеняя происходящее, качественно нагнетается саспенс, действие разворачивается жестко, быстро, лавиной - вплоть до отвратительной (в хорошем смысле слова) концовки, которая просто не может быть «хэппи-эндом». Стилистически «Юленька» - скорее триллер. По ощущениям - натуральный фильм ужасов. Но черт с ними, с ярлыками. Лента - высшего класса. Если говорить об отечественном кино, то по степени воздействия на зрителя (Продуманно? Увлекательно? Жестоко? Красочно? Умно? Тошнотворно?) этот фильм может сравниться лишь с единицами. «Поклонник», «Одиночество крови», «Гадкие лебеди»… Их немного. И тем они ценнее.

9/10

стриженов, ардженто

Previous post Next post
Up