«Мертвые ласточки» (2018). Саша и Федя - лучшие и давние друзья. Один - солист в одном из модных театров, второй - осветитель там же. Разные люди, разный возраст, разные профессии, разные увлечения. Но эти двое - не разлей вода. И однажды Саша обращается к Кулику (такая фамилия у Федора) с просьбой отправиться на рыбалку в старый дом, который когда-то принадлежал деду «мастера света», который был там егерем и там же погиб. Задрал медведь. Много лет с тех пор прошло. Но дом по-прежнему стоит, и Федя иногда ездит туда в гордом одиночестве на рыбалку. Да и просто отдохнуть, привести мысли в порядок. Глушь несусветная, до пункта назначения надо добираться долго, причем последняя часть пути - на старой моторной лодке. Людей в округе нет, ни деревень, ни уж тем более малых городов. Только лесные духи, да… самое неприятное, беглые из находящейся неподалеку колонии строгого режима. Встретиться с ними - жди беды, но куда хуже, если дорогу перейдет медведь, самый настоящий, а их здесь хватает. Казалось бы, что общего у Саши и этого места? «Схорониться надо, дней на пять». А лучше на неделю. Кулик и сам не прочь отвлечься от работы. Сказано-сделано, двое отправляются в путь. По прибытии холеного солиста ждет совсем не то, что он надеялся увидеть. Обыкновенный деревянный дом с печкой, прилично запущенный. Мертвая ласточка на окне, по драному одеялу ночами ползают крысы, единственный источник пропитания - рыба, вместо плиты - классическая печь. На второй вечер Саше кажется, что вокруг дома кто-то бродит, а ночью ему кажется, что видит как наяву: старуху посреди единственной комнаты, старуху, качающую древнюю колыбель.
.
Как возвращаться обратно - непонятно, ведь весла и мотор от лодки они потеряли. Да еще очень некстати появляется беглый зек Сашок, сидевший за убийство мужа своей любовницы. Но троицей дело не ограничится. Где-то рядом есть четвертый. Вернее, четвертая. Умоляющая Сашу «спеть песенку». Слышен только голос, саму женщину не видно. Если это женщина вообще… Потому что не зеками едиными. Этот лес - живой, и в нем еще остались те, кто населял землю русскую задолго до вторжения цивилизации. Фольклорный хоррор - ход беспроигрышный, и в последнее время российские хоррормейкеры прекрасно это осознали. Главный среди них, конечно, Святослав Подгаевский, который выдаст то «Невесту», то «Русалку», то «Ягу». Все фильмы - с оглядкой на голливудские хиты. «Мертвые ласточки» - другого формата лента. В ней нет никаких особых «Бу!». Нет водопадов крови, омерзительных физиономий демонов, вышибающих дух звуковых эффектов. Эдакая сказка на новый лад, да только совсем не безобидная и совсем не для детей. С налетом как чистой мистики, так и (условной) мелодрамы. Всего два актера, остальные - сугубо второстепенные персонажи. Дивная природа - по эту сторону экрана буквально передается что воздух, что звуки затерянного во времени места, которое будто бы и не менялось последние столетия. В кои-то веки - нормальная работа со звуком и саундтрэк, не претендующий на то, чтобы попасть в радиохиты из категории «отечественный рэп». Леший и Домовой тут вполне реальны, но главная скрипка - за Кикиморой (что не есть спойлер, так как это указано даже в официальном синопсисе фильма). А еще - это вполне себе характерная драма, не лишенная морали. Правда, в этой части «Ласточки» предсказуемы и стандартны. Снято хорошо, сыграно хорошо. Разве что один из героев уж слишком несимпатичен чисто по-человечески… причем с самого начала. Но хоррор Натальи Першиной в разы лучше, чем все работы Подгаевского вместе взятые. А это что-то, да значит.
.
7,5/10