Oct 08, 2009 22:20
“Tutti i colori del buio” (Все оттенки мрака) (1972). Джейн молода, красива и больна. Дни напролет она проводит в постели, преследуемая кошмарными видениями из недавнего прошлого, далекого детства и своего темного наследия. Сны о мертвых и беременных женщинах, безумных клоунессах. В центре видения - нож. Длинный и острый. Один взмах, другой - и кровь орошает прекрасные вспоротые девичьи тела. Всему этому есть объяснение. Мать Джейн была убита, когда девушка была еще ребенком. А сама Джейн недавно потеряла ребенка в результате автомобильной катастрофы, виновником которой стал ее муж, Ричард. Сестра несчастной, холодная и красивая Барбара, которую явно что-то связывает с супругом Джейн, настаивает на том, чтобы девушка обратилась к ее знакомому психиатру, доктору Бартону. Первый же сеанс пугает бедняжку до полусмерти: в приемной она видит отвратительного синеглазого мужчину, который, как то кажется Джейн, преследует ее денно и нощно. Вооруженный ножом. Тем самым. Длинным, острым. Но вот - его и след простыл! Будто бы потенциальный убийца - лишь очередное видение. Увы, это не так. Своего преследователя Джейн видит в вагоне метро, в офисе адвоката, без видимой причины вызвавшего девушку к себе на аудиенцию, в ресторане. Находясь на грани безумия, наша героиня обращается за помощью к соседке - молодой и несколько странноватой Мэри. И та везет Джейн к своим «друзьям». В замок, чьи залы укутаны многочисленными телами полубезумных мужчин и женщин, купающихся в море отвратительных оргий - частью которых становится и Джейн. Сначала - кубок с кровью животного, затем - животный секс с верховным «шаманом» этого сатано-оккультного ордена, финалом - бездыханное тело Мэри, бросившейся на нож. Нож, что держала в своих руках Джейн. «Теперь ты одна из нас. Не сможешь от нас отречься», - молвит синеглазый незнакомец. Часть этого культа. Его неотъемлемая часть. Как, собственно, и Джейн…
Красивый и мрачный фильм, балансирующий между giallo, мистикой и чистокровным хоррором, изобилующий метафорами и оккультным символизмом, основанный на прелюбопытном миксе из сатанизма и психопатии. Здесь нет излишних кровавостей, интерес к происходящему поддерживается неослабевающей интригой и роскошным, в меру неординарным сценарием. А также, само собой разумеется, огромным количеством обнаженных девичьих тел - на этом фоне особенно выделяется исполнительница роли Джейн, Эдвиге Фенеш, невероятной красоты брюнетка, обладающая не только завидными актерскими талантами, но и поистине роскошными формами (отмечу, Фенеш неоднократно работала в жанре giallo; а недавно отметилась в эпизодической роли во второй части «Хостела»). До самого финала не слишком ясно, что же на самом деле происходит - тем более что финал двойной. Если не тройной. При этом в «Оттенках мрака» нет и грамма присущей итальянскому еврокульту бессмыслицы и пустого сумбура. Последние минуты фильма расставят все точки над “i”, и вопросов у зрителя не останется - разве что один: «А что будет с Джейн дальше?». Боюсь, что ничего хорошего. Не зря, ох не зря многие относят данную ленту к золотому фонду итальянского хоррора, называя ее одной из лучших работ Серджио Мартино. Разумеется, я не знаком с творческим наследием этого - бесспорно талантливого - режиссера «от и до», но судя по тому, что я видел (навскидку: «Гора бога каннибалов», «Стальные руки», «Остров людей-рыб», «Торсо», «Твой порок - закрытая комната, и лишь у меня есть ключ») - да, «Все оттенки мрака» - один из наиболее ярких (и умных!) фильмов когда-либо им созданных.
7/10
символизм,
серджио мартино,
сатанизм