“Dead of Night” (Смертельный сон) (1974)

Oct 09, 2019 01:01



“Dead of Night” (Смертельный сон) (1974). Во Вьетнам Энди Брукс отправился молодым, полным надежд парнем, перед которым были открыты все двери мира. А вернулся уже в качестве груза-200: выстрел откуда-то из кустов быстро завершил военную карьеру рядового. Семья, конечно, даже думать об этом не хотела. Отец (Чарльз), сестра (Кэти), мать (Кристина) - никто из них никогда не обсуждал возможную гибель своего сына и брата. Но вот однажды вечером раздался стук в дверь. На пороге стоит военный, на лице - привычная гримаса сожаления, в руках - официальная бумага с официальным заключением о смерти Брукса-младшего. Но ведь не просто так, перед тем, как окончательно отдаться в руки Жнеца, Энди видел лицо матери? Пришла ночь, и вместе с ней пришел он сам. При полном параде, на теле нет ни единого следа от ранений. Чарльз и остальные, естественно, безумно рады его возвращению, что до письма из генштаба, то его они принимают за досадную ошибку. Не всегда же военным ошибаться в лучшую сторону, считая мертвых живыми! Но вот звенит тревожный звоночек. За несколько часов до этого в одном из придорожных кафе видели Энди и местного дальнобойщика, с которым он, по всей видимости, в качестве автостопщика и отправился к дому - однако теперь один в кругу семьи, а другой - в морге, с рассеченным горлом. Собака Бруксов начинает вести себя странно, словно не признавая того, с кем вместе росла. А потом Энди и вовсе ее убивает в резком, неожиданном для всех порыве ярости. Он нападает на одного из мальчишек, которые одолели его вопросами о войне, странно реагирует на гостей и категорически отказывается говорить о своих сослуживцах.
.
Но самое главное: если днем рядовой Брукс предпочитает оставаться в своей комнате, то ночью наступает время прогулок. Куда и зачем? Об истинной их цели несложно догадаться, если взглянуть на полицейские сводки: сразу же после возвращения Энди в округе начали пропадать люди… «Смертельный сон» был снят после откровенного плохого, но ставшего культовым зомби-хоррора «Трупы детям не игрушка», и до великолепного, но многими забытого «Черного рождества». Автор всех трех фильмов, которые давно прописались в золотом фонде ужасов, - Боб Кларк. После этой своеобразной жанровой трилогии он продолжил работать в кино, но с «жутиками» дел больше не имел - увы. Если с «Трупами» все понятно, как и с «Рождеством» (одним из первых чистокровных слэшеров), то со «Смертельным сном» не все так просто. Энди - кто он? Вроде бы мертвец. Но вроде бы и вампир, ведь основное, что ему требуется, чтобы поддерживать в себе жизнь - это человеческая кровь. Каждую ночь по хорошей дозе. В ином случае он начнет разлагаться буквально на глазах… Что интересно, в работе над фильмом принял участие Том Савини, более того, именно здесь он дебютировал в качестве мастера по спецэффектам. Хочется ли их ругать? Нет. Много ли их? Тоже нет. По старой доброй «кларковской» традиции, «Сон» довольно скучен в ходе первых шестидесяти минут, но вот оставшаяся треть сбивает с ног и саспенсом, и мраком, и жестокостью. Разница с «Трупами» при этом ощутимая. Если там зритель мог благополучно заснуть и ничего при этом не потерять, то здесь первое время балом правит драма, причем она неплохо подана. Вам будет жаль и главного героя, и его жертв, более того, вы совершенно точно будете им сопереживать, в первую очередь, безутешному Чарльзу, который понимает, что к нему вернулся бесконечно любимый сын, но он - уже не родной отцу человек. ВООБЩЕ не человек. Вьетнамская тема тогда была крайне животрепещущей, однако фильм Кларка не кажется откровенной попсой, нет ощущения, что режиссер пытался «выехать» за счет актуальности. Актеры сыграли блистательно. Да и в целом «Сон» хорош настолько, что явно не нуждается в римейке - условным подобием которого стало «Турецкое седло» Фреда Вогеля.
.
8/10

вьетнам, война, том савини, семидесятые, зомби, вампиры, драма, классика жанра

Previous post Next post
Up