“Sleepless Nights” (Бессонные ночи) (2016). Ночь, гроза, канун Хэллоуина. Да еще по радио передают сводки о троих безумцах, сбежавших из стоящей неподалеку психиатрической клиники. Двоих задержали, один еще на свободе. Самое время для того, чтобы рассказать друг другу страшные истории перед сном. В качестве рассказчицы будет маленькая Ванесса, а в качестве слушателя - ее няня Кларисса. В первом эпизоде речь пойдет о Старом Страшном и Давно Позаброшенном Доме. Однажды туда пробрался бродяга, надеясь хотя бы разок поспать в тепле, но сон его будет недолгим: появится хозяин этой хибары. Мужчина, чье лицо больше смахивает на маску скелета. И еще что-то очень не так с его глазами, с его кожей. Он не делает ровным счетом ничего, просто смотрит на незваного гостя, и тот начинает выплевывать изо рта могильных червей на пару с собственной кровью. А дальше придет черед кишок и прочих внутренностей… Дом не просто так в городе называют «Адским» - ведь построил его Энтон Холл, который любил свою жену и мечтал о ребенке. Но женщина никак не могла забеременеть, и тогда ее супруг обратился к помощи черной магии: в результате на свет появился невероятно страшный ребенок, а роженица тут же умерла. Чудовищного отпрыска отец задушил, а сам повесился. В 70-х годах 20-го века это место приобрел некто Череп, который пришил себе соответствующую маску прямо к лицу, и убивал людей, полагая, что все их души после этого становятся его собственностью. Несложно предположить, что двое парней и девушка, поздно ночью проникшие в это дьявольское место, якобы стоящее на месте семи врат ада, повторят судьбу бродяги…
.
Когда начинаешь смотреть этот сегмент, хочется верить, чтобы все остальные были в том же духе. Чистой воды восьмидесятые. Полное отсутствие графики, VHS-качество, демоны, неплохой грим, разодранные глотки, изуродованные лица, вырванные челюсти и спецэффекты в духе Брайана Паулина (не столь тщательно проработанные, но столь же брутальные и кровавые), плюс явные отсылки как к «Демонам», так и к «Зловещим мертвецам». Никакого особого сюжета, абсолютно ничего нового. Но Это Именно То, Что Надо, черт вас дери! Во второй истории семейная пара, находящаяся на грани отчаяния, пытается найти священника, который бы провел ритуал экзорцизма над их дочерью, что явно одержима демоном - посмотрите только на ее ужасное лицо! Однако один святой отец отказывается, другой попросту сбегает, а перед третьим девочка прикидывается его возлюбленной, которая давно погибла. Этот бы «святоша» не испугался - но как тут не испугаться, когда в комнате появляется сразу с десяток мертвецов… Никто не может помочь бедным родителям (которые уже давно свыклись с тем, что живут бок о бок с демоном). Ни чтение сказок, ни появление на пороге буддиста, ни индейского воина, ни колдуна вуду, ни юной ведьмочки Wiccа. Но может быть, ситуация изменится, когда на огонек заглянет старый знакомый отца, сантехник Клифф, пришедший заменить прохудившиеся трубы? А вот это комедия ужасов в чистом виде, в которой высмеиваются не только все штампы хорроров об одержимости, но и куча «мистических» персонажей (часть которых упомянута выше). Отдельно достается и христианству. Удачных сцен более чем достаточно, улыбка до ушей гарантирована.
.
Пока кто-то тихо подкрадывается к дому Ванессы, мы услышим рассказ про завсегдатая сайтов знакомств. Чак пользуется у женщин невероятной популярностью. И когда этот парень смотрит порно, это значит, что на экране в главной роли - всегда он. Сколько таких пленок валяется у него в гостиной, е----ь-террорист и сам, пожалуй, сосчитать не может. Любителю сладкого даже не приходит в голову, что такое хобби в один прекрасный момент может закончиться отнюдь не хэппи-эндом, и его прозвище «Счастливчик» перестанет быть актуальным. Итак, Виктория. Странная какая-то, говорит Чак приятелю. «Странная» - мягко сказано… Встречаются у нее. Девушка в татуировках, не шибко красивая, на лице - ни тени улыбки, за ужином презрительно молчит. «Чем занимаешься? - Да так… - А какую музыку слушаешь? - Вообще ее не слушаю. - А кино? - И его не смотрю». Ключевая фраза прозвучит, когда Виктория вспомнит о том, что ее отец был выдающимся ученым… И зря горе-любовник не зашел на кухню, он бы увидел там много интересного. Снова комедийный сегмент, только в этот раз на пару со сплэттером и чернейшим юмором. Оригинальность стремится к нулю, юмор гуляет от удачного к «никакому», зато концовка не подкачала. Тем более что именно такой она и представляется на первых минутах истории про беднягу Чака. В №4 мы познакомимся с парочкой, которая остановилась у придорожного кафе, чтобы девушка смогла «попудрить носик». Но как только она зашла в туалет, то увидела там странное свечение, идущее прямо из унитаза. На самом деле в этой безобидной конструкции кроется настоящий портал во времени, и девица, а следом и ее приятель мигом оказываются близ старого замка, который осаждают орды живых мертвецов. Скоро находится и автор всего этого безумия, Сумасшедший Доктор, с которым придется сразиться чернокожему мачо, больше всего переживающему за сохранность своей прически. Тоже стеб. Даже пародия. Только скучноватая, да еще и с плохим гримом. Ученый-маг, стреляющий лазером прямиком из своей задницы под звучащий за кадром саундтрэк из плохого боевика конца 70-х, - смешно или нет? Но концовка традиционно для этой антологии хороша.
.
Инэд за тридцать, она толстовата (зато третий размер!), и с личной жизнью у нее, прямо скажем, не сложилось. Ведь когда тебя выкидывает из дома твой бойфренд, абсолютно никому не нужный, бесполезный и тупоголовый алкоголик - это уже о многом говорит. Работает девушка понятно кем и понятно где. Официанткой в дешевой забегаловке. И не только официанткой ;-). Она идет в туалет, чтобы привести себя в порядок, и… Да, опять туалет! И в нем теперь уже не дверь в неведомую реальность, полную ходячих трупов, а некое склизкое существо, которое похоже на увеличенную в сто раз мокрицу или пиявку. Прямо из унитаза она впивается бедной Инэд Туда, Куда Надо! После чего официатка-стриптизерша на какое-то время отключается, через пару минут приходит в себя, и слегка покачиваясь, возвращается обратно в бар. После чего начинается форменный беспредел. Полная тьма, зомби у стойки, бывший любовник, раскраивающий сам себе лицо бутылкой, девочка-каннибал, поедающая сама себя - это все только в голове бедняжки, собиравшейся сделать на следующий день аборт, или происходит на самом деле? В пятом эпизоде места для смеха не нашлось. Безумная-безумная история, даже немного драматичная и украшенная потоками крови. Явно эффектнее предшественницы. Шестым по счету станет рассказ о парне, который, возвращаясь домой с собеседования, вынужден ехать в объезд, потому что привычную дорогу перекрыли из-за страшного ДТП. Его телефон почти разряжен, и он точно знает, что зарядку по пути купить не получится - слишком глухие места. Ничего страшного, через пару часов он будет дома. Вот только знал бы бедолага, что прямо посреди дороги окажется водитель заглохшей машины, пытавшийся остановить попутку! Не остановил, умер. Как уже говорилось, здесь та еще глушь. Так стоит ли вызывать полицию и обрекать себя на долгие годы в тюрьме? Конечно, нет. Так рассуждает невольный убийца - и очень сильно удивляется, когда видит хорошо знакомый пикап в зеркале заднего вида.
.
Коротенькая история об убийстве и мести на ночной дороге, освещаемой лишь фарами двух автомобилей - что может быть лучше? Тем более что мы не знаем, кто или что именно выступает в качестве преследователя. Хороший сегмент, немного контрастирующий с тем неприкрытым трэшем, что мы видели в «Бессонных ночах» до этого. А развязка! Чуть неожиданная, но закономерная (по ходу, сценаристам этого набора страшилок лучше всего удались не сами сценарии, а их резкое - и приятное для зрителя - завершение). До того, как в доме Ванессы появятся всамделишные монстры, она успеет рассказать няне еще кое-что. О психованном соседе своей бабушки, который не любил ни женщин, ни мужчин. Он любил детей. Взгляните хотя бы на девочку в его багажнике, давно уже мертвую. Однажды в его сети попалась очередная жертва, да только оказалась она отнюдь не невинным ягненком… Упала с велосипеда, расшибла ногу. И рыцарь в сияющих доспехах тут же пришел на помощь, мгновенно вырубив малышку и привезя ее к себе домой, определив в подвал, где томятся еще две девушки постарше. Обыкновенно педофилов наказывает либо суд, либо родители их жертв. Здесь с ублюдком расправится тот, от кого он меньше всего этого ожидал (и если вы подумали про велосипедистку, то подумайте еще раз)… Семь режиссеров, включая легендарного деятеля киноандерграунда Тодда Щитса («Кровавая баня зомби», «Гоблин», «Ярость зомби»), выпускающего неплохой трэш вот уже почти 30 лет, стартовав в 1985 году. Остальные мало кому известны, разве что Тони Масьелло хорошо зарекомендовал себя как мастер по визуальным эффектам. И получилась у них отменная антология, которая должна прийтись по нраву всем любителям низкосортного (в хорошем смысле) хоррора, сильно отдающего душком эпохи видеокассет и видеосалонов.
.
7/10
.
“Nightmare Cinema” (Кинотеатр кошмаров) (2018). Саманта Смит в расстроенных чувствах. На дворе ночь, сердце обливается кровью после расставания с ее бойфрендом Джейсоном. И тут девушка видит кинотеатр. Вроде бы пустой. Билет выскакивает сам собой. В зале никого нет. А на экране - фильм с ее, Саманты, участием. В нем она и Джейсон пытаются сбежать от психопата в маске сварщика, который уже разделался с их друзьями. Еле унеся ноги из леса и став свидетелями гибели единственного на всю округу полицейского, парочка оказывается на пороге дома, где их ждет приятель Майк. Но скоро внутрь заходит и маньяк с топором. И там-то выясняется, что здесь на самом деле произошло… Первый эпизод в двухчасовой антологии, снятой настоящими «мастерами ужасов». К примеру, авторство этого сегмента принадлежит Алехандро Бругесу, который до этого выдал на-гора комедийный «жутик» про «Хуана, истребителя кубинских зомби». То, что начинается как слэшер, плавно переходит к инопланетной и «насекомой» тематике. Отличный грим! Вот вам раскроенный на две части череп, вынесенная одним выстрелом из ружья голова, сожженные тела. Единственная проблема: компьютерные пауки. Но их наличие в кадре не сильно режет глаз. Зато как хороши сценарные повороты и раскрытие личности психопата! Отличное начало. Второй эпизод посвящен пластической хирургии. И Анне. Красивой девушке, которая много лет назад попала в аварию, из-за чего на левой ее щеке красуется огромный шрам. Вместе с ним в ее жизнь пришла неуверенность и комплексы. Однако не все смотрят на лицо. Однажды нашелся тот парень, который искренне полюбил Анну. Но после помолвки предложил ей все же избавиться от уродства, рекомендовав клинику, где преобразилась его собственная мать.
.
Дэвид за все заплатит сам, главное, чтобы его возлюбленная решилась лечь под нож хирурга. И она ложится… Даже не подозревая о последствиях. На сей раз у руля старина Джо Данте («Гремлины» и «Вой»). Фобия как повод рассказать историю, жуткие увечья и безумие вроде бы нормальных людей как способ ее закончить. Жестоким, почти невероятным образом. Чисто визуально сегмент не так страшен - но он страшен психологически. Вы бы совершенно точно не захотели оказаться в шкуре Анны. Новой, модифицированной Анны. Потом за дело принимается японец Рюхей Китамура («Полуночный экспресс» и «Противостояние»), снявший эпизод о школе, в котором нашел себе временное убежище сам Дьявол. Или одно из его воплощений. Не суть важно. Главное, что однажды днем с крыши бросается одержимый бесами ученик, паренек по имени Питер. Той же ночью одна из учительниц замечает нечто странное в темных, пустых коридорах старого мрачного здания. Аналогично - и святой отец, который не прочь заняться сексом с одной из монашек. Чем дальше в лес, тем толще партизаны. В том смысле, что кровь льется здесь рекой, а мрака хватило бы сразу на десяток фильмов, рассказывающих об ужасах закрытых для постороннего глаза католических школ. Я бы очень хотел увидеть нечто подобное, но уже в формате полного метра, Дьяволом клянусь. Тем более что у «Машита» Китамуры явный антирелигиозный подтекст. За номером четыре - Дэвид Слейд («30 дней ночи», «Леденец» и внезапно «Сумерки. Сага. Затмение») с черно-белой, напрочь клаустрофобической историей про Хелен Честер, что быстро и верно скатывается в пучину безумия. Она не понимает, что происходит вокруг, и ей кажется, что оказалась в самом натуральном аду. И зритель идет вместе с ней, шаг за шагом, след в след. Будучи точно таким же напуганным, таким же дезориентированным.
.
А начинается все в клинике доктора Сальвадора, на прием к которому пришла миссис Честер вместе с двумя своими сыновьями. Прямо на ее глазах здание ветшает, люди превращаются в уродов, а сам врач начинает вести себя до крайности странно… Все стало плохо еще вчера. Начало разрушаться. Таять. Сереть, распадаться. От слова «серость», от слова «распад». Есть тут что-то от «Сайлент Хилла», определенно. От хорошего sci-fi - тоже. Уровень мрака, как и в предыдущем сегменте, зашкаливает. Разве что тот был прост и понятен, а этот полон символизма и недосказанности, что в данном случае как нельзя кстати. Венчает подборку отменных (как выясняется) кошмаров творение Мика Гарриса (верного «экранизатора» Стивена Кинга: вспомнить хотя бы «Лунатиков», «Автостраду», «Безнадегу» и «Мешок с костями»), благодаря которому на свет и появилась данная антология. Учитывая то, что Мик неплохой режиссер, но крайне посредственный сценарист, его эпизод получился предсказуемо худшим из всех. К тому же он, в отличие от четырех остальных, не слишком богат на кровь, шокирующие элементы и визуальную жестокость. Речь пойдет о Райли, талантливом пианисте, который был расстрелян грабителем-наркоманом прямо после концерта вместе со своим родителями. Те мертвы. Напрочь мертвы. А вот парня вытащили, хотя он и находился в лапах смерти без малого 17 минут. Теперь мертвые видятся ему на каждом шагу, среди них и собственная мать, которая зовет к себе, туда, на ту сторону… Язык не поворачивается сказать об этой ленте что-то плохое. Прекрасные актеры, интересные и богатые на хоррор (во всех его ипостасях) истории, талантливые и далеко не безвестные режиссеры, приличный бюджет, два часа, пролетающие как один миг, и Микки Рурк в роли Киномеханика, чье появление связывает эпизоды между собой. И эта связка - пожалуй, самый слабый момент в фильме. Хотя Рурк безусловно хорош. Мои настоятельные рекомендации. Благо «Кинотеатр» тянет на звание одной из лучших антологий 2018 года.
.
8/10