“Flora” (Флора) (2017). 1929 год. В экспедицию, центральным пунктом назначения которой является глухой и плохо изученный лес поблизости с давно заброшенным целлюлозным комбинатом, отправляются шесть человек. Медсестра Эвис Таскер, фотограф Чарльз Хорн, провожатые Рудьярд и Хэвиленд Кори, иллюстратор Ора Блэквуд, а также таксономист Мацудайро Башо. Главный среди них - профессор Джеймс Китинг, который уже должен был находиться здесь несколько недель, однако по прибытии шестеро его не находят. По их предположениям, он ушел из лагеря примерно 20 часов назад, и с тех пор сюда не возвращался. Это первая проблема. Вторая заключается в том, что Китинг унес с собой все припасы. Их осталось максимум на четыре дня, а следующая поставка предполагается только через месяц. Чем Таскер и остальные будут здесь питаться? Ведь этот лес только на первый взгляд кажется обычным. Первое наблюдение - совсем нет жуков. Второе - ни животных, ни птиц, никого. Через какое-то время исследователи доходят до целлюлозного завода, и внизу под ним видят недвижимое тело, которое многим из них чертовски знакомо.
.
Китинг. Он мертв. Причину смерти установить невозможно. Что он пытался там найти, как он погиб? Вопросы, вопросы, вопросы. Вокруг них - сплошь вода и зелень; казалось бы, как можно здесь умереть от голода? Но факт остается фактом. Этот лес мертв. В нем живы лишь растения, бактерии да грибок. Чащоба таит в себе много опасностей. И это становится вдвойне понятнее, когда умирает Чарльз. Словно от аллергии. Странная сыпь, удушение. На все про все ушло не больше часа. По мнению Таскер, в скором времени здесь появится пыльца, которая заставит всех участников экспедиции в буквальном смысле задохнуться. Природа против человека - в этом сражении всегда побеждает первый из участников неравной битвы. Как Эвис, так и остальные, все они прекрасно понимают, что отсюда следует убираться, чтобы не последовать за Китингом и Хорном. Но идти до ближайшего очага цивилизации не меньше семи дней… За это время может произойти все, что угодно. Водоросли смертельны. Цветы опасны. Растения убийственны. Все, к чему здесь можно прикоснуться, шепчет о ближайшей и мучительной смерти. Это не история о выживании на природе. Это история о выживании… ПРОТИВ природы.
.
Канада. Режиссер-новичок. 100 тысяч долларов. Вроде бы очередная микробюджетная постановка, которая могла бы выйти под маркой Asylum, ведь она явно паразитирует на недавней «Аннигиляции»! Если вы думаете, что это так, то сильно ошибаетесь. «Флора» не имеет никакого отношения к мокбастерам. Да и «копеечным» это кино можно назвать с большим трудом, ведь выглядит оно раз в десять дороже, чем есть на самом деле. Редчайший пример! О, нам нужен реквизит? Позаимствуем его у знакомых на съемках очередного голливудского эпика. Актеры? Внушим ноунеймам, что они новоявленные Вигго Мортенсены и Сэмы Нилы. Вложим в их уста разумные, не заставляющие икать диалоги. Добавим чуть-чуть научности, опять-таки, не заставляющей сомневаться в том, что ТАК. МОГЛО. И. БЫТЬ. Снимем все в живописном лесу, где нет ни одного маньяка, ни одного призрака. Только целлюлозный комбинат - и там обошлось без мутантов. Потому что единственный мутант во «Флоре» - сама флора. Это вполне нормальная реакция природы на внешний раздражитель. Подорожник может быть лечебным растением, но когда его станут истреблять, то внезапно выпустит шипы. Условно - но суть, думаю, понятна.
.
Отсюда и ближайшие параллели, благо «нативных» хорроров было не так много за всю историю жанра. «Длинный уикэнд» (он же - «Опасная природа») и его римейк. «Пророчество», «Лес» и «Мертвый лес», «Без имени», «Озеро желаний». Ни на одну из этих лент «Флора» толком не похожа. У нее свой путь. Она красива, загадочна, медитативна (не путать с медлительностью, в которой этот фильм многие обвиняли - на мой взгляд, беспочвенно), чертовски атмосферна, за счет времени действия полностью лишена всех признаков современности с ее неработающими мобильными и прочими глупостями. У меня очень странные впечатления от просмотра. Наверное потому, что фильм не имеет прямых аналогов (упомянутые выше фильмы - лишь точки отсчета, не более). Эко-хоррор - да. Но хоррор ли? Эпидемия, вирус - все это к нему применимо. Но на сто ли сорок шесть чертовых процентов? Местами «Флора» кажется притчей. Рассказом о сражении между отцом и его ребенком, в котором ребенок априори не может победить. Это ясно. Почему отец решил расправиться с сыном, когда-то возможно любимым? И это тоже ясно. У режиссера была прекрасная идея. Он ее прекрасно реализовал. Sci-fi, эко, ужасы… называйте как хотите. Этот фильм вне времени и вне жанров. A little fucking milestone.
.
9/10