“3615 code Père Noël” (3615: Код Деда Мороза) (1989). Сложно сказать, можно ли назвать детство Томаса счастливым. С одной стороны, у него нет отца, а мать день и ночь проводит на работе. С другой, он живет с любимым и любящим дедом в огромном поместье, имеет то, о чем другие дети могут только мечтать. Взять хотя бы огромную игровую комнату! Томас умен, и у него золотые руки - он прекрасно владеет компьютером и может, к радости старика, починить старую машину, стоящую в гараже. Но главное, что его увлекает - это игры в войну. Мальчишка наряжается под «Рэмбо», обвешивается огромным количеством игрушечного оружия и скачет по дому как угорелый, то и дело отдавая приказы единственному подчиненному, роль которого исполняет его любимый пес. Томас - мальчик продвинутый, но как и все дети, он хочет искренне верить в то, что Санта Клаус существует на самом деле. И когда приятель открывает ему правду, Томас, не желая в нее верить, тут же связывается по BBS (предвестнику интернета) с тем, кого считает Дедом Морозом. Его собеседник находится на одной из улиц Парижа, стоит перед автоматом, с помощью которого можно войти в чат и беседовать со случайными собеседниками сколь душе угодно. Это обыкновенный человек… но не совсем нормальный. Он и правда играет роль Санта Клауса в ближайшем торговом центре, откуда его в рождественскую ночь благополучно увольняют. И именно тогда мужчине приходит в голову идея заглянуть в гости к «неверующему». Как и любой уважающий себя Дед Мороз, он спускается в гостиную через дымоход, а потом… Потом Томасу чертовски пригодятся его навыки солдата и умение выйти победителем из любой, самой сложной ситуации.
.
Сложно сказать, что именно перед нами. Семейная комедия или фильм ужасов? Или первое с привкусом второго? Или второе с привкусом первого? Одно знаю точно: ничего подобного в Голливуде бы никогда не сняли. Вот пролог, в котором грузовик-мусоровоз переезжает рождественский шарик с Эйфелевой башней внутри. А вот первая встреча Санты и Томаса, в ходе которой на незваного гостя нападает собака - и мужчина убивает ее, перебивая глотку животного ложкой от праздничного торта! Вроде бы и смешно, но вроде бы и дико. Дальше начинается нечто среднее между типичным слэшером про психопата, нарядившегося в красно-белый костюм, и чем-то вроде «Одного дома». Именно от мальчика зависит, выживет он или нет. И не только он, ведь парнишка обязан присматривать за дряхлым дедушкой, который вряд ли сможет сбежать даже от собственной тени. Мать и полицейские ему не помощники. Поможет Томасу только прекрасное знание собственного дома и множественные ловушки, делать которые он настоящий мастер - зря что ли мальчик так долго обучался «искусству войны», просматривая голливудские боевики! Игра начинается, и до самого конца не знаешь, кто именно выйдет из нее победителем. С одной стороны - смышленый малыш, вовсе не беспомощный. С другой - ненормальный Санта, который пришел сюда только с одной целью. Убивать. Для французского кино характерны перекосы абсолютно во всем. Если хоррор, то over the top. Если комедия, то абсурдистская, на грани с абсолютным гротеском. Но «Код Деда Мороза» - не тот случай. Этот фильм действительно напоминает “Home Alone” (вот только фильм Коламбуса вышел годом позже, так что боооольшой вопрос, кто у кого что украл), а еще - “Die Hard” и компьютерный квест с двумя игроками сразу. В реальной жизни подобное исключено. Но нет и откровенных глупостей на пару с абсурдизмом. Мы каждую минуту ждем, что отмочит мальчик, и чем ответит ему Санта. Оба не разочаровывают! В меру юмора, в меру красочных съемок, в меру жестокости. Очаровательная новогодняя комедия. Или новогодний хоррор - как вам больше нравится.
.
7/10