“Must Alpinist / Ghost Mountaineer” (Черный альпинист) (2015)

Mar 26, 2018 00:25



“Must Alpinist / Ghost Mountaineer” (Черный альпинист) (2015). Не всякое приключение, что хорошо начинается, заканчивается хэппи-эндом. Эту истину в полной мере прочувствовали на себе шестеро эстонских студентов во главе с Олле. Он, как и его подруга и сокурсница Анна, геологи. Вместе они собрались в далекую Сибирь, и оттуда дальше, в горы Бурятии, чтобы найти там полумифический нефритовый каньон. «Полу» - потому что эта земля и вправду богата драгоценными камнями. Ищи и забирай с собой, препятствовать никто не будет, ведь здесь почти нет людей. Это и плюс, и минус. Ведь случись что, помощи ждать неоткуда. «Вы что, думали, оказались в какой-нибудь Швейцарии? Ни**я. Это Сибирь. О каком чертовом вертолете вы говорите?» - советский чиновник, единственный русский представитель русской же власти в крохотной бурятской деревушке может быть сколько угодно хамом, но он прав. Олле искать некому. Только если самим. Стоп, а что случилось?
.
Ведь начиналось все хорошо. Перелет из эстонской столицы в российскую, пять дней в поезде Москва-Иркутск, хорошенько сдобренные алкоголем. Путешествие до точки «А» прошло без сучка и задоринки, разве что сна было маловато, и не каждое утро - добрым. Дальше - лыжи, рюкзаки, лютые морозы, ночевки в палатках. Мало-помалу среди горе-геологов начинаются ссоры. И последняя из них делит группу на две неравных части. Ээро неудачно шутит про Анну, завязывается драка, и вот вроде бы Олле вместе со своей подругой готов покинуть остальных. Тем более что эти остальные не слишком доверяют ему как лидеру, а карта… Что карта, эта бумажка - курам на смех. Но потом сходит лавина, и, похоже, погребает Олле под собой. Слишком много снега. Ээро вместе с Анной, Ингой, Индреком и Маргусом пытаются разгрести его, найти своего друга, забыв о взаимной ненависти, родившейся в этих горах. Но тела нет. Зато появляется сам Олле. С наступлением ночи. Далеким призраком. Вон он стоит на одном из уступов. А вот его нет. Когда Ээро - еще в поезде - рассказывал остальным легенду, по сути - «страшилку» о черном альпинисте, все смеялись. Теперь не до смеха.
.
Эстонский (!) вариант «Тайны перевала Дятлова». Не той, о которой все когда-нибудь, да читали. Речь о фильме Ренни Харлина, превратившего вполне банальную историю, которая со временем обросла мистическими подробностями, в хоррор про неведомых существ и запретные советские бункеры, скрытые под снегами Хибин. Тут немного другое, хотя антураж - тот же (если забыть на минутку, что все фантастические горные пейзажи были сняты на фоне итальянских Альп, а вовсе не в Бурятии; хотя и там, в самой настоящей деревне, «отстреляли» почти треть фильма). Да и вроде бы в основе сюжета - реальная история. Январь 1989-го, распад Союза, два года до долгожданного обретения Эстонией независимости, молодежь из Таллинна, решившая поискать приключения на свои задницы - кто бы сомневался, что они их найдут! Один погибший. Или пропавший. Такое в горах случается регулярно. Банальная лавина, и до свидания. Взять ту же историю про перевал Дятлова - включив здравый смысл, понимаешь, что никакими инопланетянами, йети или радиацией там не пахло. Да, ряд странностей, но не более.
.
История, что легла в основу «Черного альпиниста», еще менее загадочная. Другой вопрос, что на ее основе смог создать режиссер-дебютант. Визуально его фильм получится почти безукоризненным. Природа такая, что кажется, будто смотришь очередных «Охотников на троллей». А ведь это Трентино, ни разу не Норвегия! И даже не Хибины, в которых Харлин снимал своего «Дятлова». (Покажите эту ленту тем, кто считает, что Италия - это только сыр, пицца, жара и Неаполь). Герои представлены хорошо. Они разные внешне, разные по характеру. Пара геологов, за одним из которых увязалась первокурсница, студентка медицинского факультета, да биологи, решившие примкнуть к группе ради «фана». Что ж, они его получили по полной. Помните ту легенду, о которой рассказывал Ээро? Якобы именно в этих местах пропал альпинист, и теперь он, мертвый, ищет путников, чтобы отомстить в их лице тем, кто не смог его спасти. Тело его черное, иссохшее, и этой твари достаточно посмотреть на жертву, чтобы та умерла - ведь у самого «альпиниста» лица нет…
.
К сожалению, несмотря на ряд очевидных плюсов, фильм далек от идеала. На раз-два-три назовите самую распространенную болезнь начинающих режиссеров? Правильно, это нелюбовь к искусству монтажеров. Не дай бог выкинуть 5-10 лишних минут! Урмас Лиив и не стал выкидывать, в результате чего его творение разрослось до неприличных в данном случае ста минут. Мифология непроработана и недоработана. Непонятен жанр, в котором автор «Черного альпиниста» хотел снять свой дебют. Приключения, хоррор, драма? Толком нет ни того, ни другого, ни третьего. Это потрясающе красивый, замечательно снятый фильм, в котором нет ни грамма клюквы. Страшно? Нет. Скучно? Да. Но посмотреть все же стоит. По нескольким причинам. Во-первых, если вам интересны ужасы из стран, доселе на карте этого жанра не отмеченных. Во-вторых, если вы поклонник зимних «жутиков» и городских легенд. Ну и в-третьих, это отнюдь не провал. А если и провал, то лишь сугубо стилистический - и в этом плане «Черного альпиниста», как ни странно, можно сравнить с таким шедевром как «Пикник у Висячей скалы».
.
5/10

драма, горы, призрак, зима, городские легенды

Previous post Next post
Up