“Ég man þig” (Я тебя помню) (2017). В единственной на весь маленький исландский городок церкви совершает самоубийство пожилая женщина, некто Халла. Предварительно исписав крестами стены здания изнутри и хорошенько изуродовав весь инвентарь. На место происшествия выезжает городской врач-психотерапевт Фрейр, который на пару с детективом-женщиной Дагни и займется расследованием этого дела.
.
Первое, что бросается в глаза обоим (не могло не броситься!) - то, что на теле покойной десятки шрамов в виде крестов, причем большинство из них довольно старые. Они сделаны много лет назад, и явно не самой Халлой, ведь она физически не могла бы шрамировать сама себе спину в тех местах, где находились давно зажившие отметины. Дальше - интереснее. Когда Фрейр и Дагни рассматривают старые школьные фотографии самоубийцы, то замечают, что некоторые лица ее одноклассников и одноклассниц перечеркнуты. А потом становится известно, что из восьмерых остались в живых лишь двое.
.
Вернее теперь уже один. Остальные погибли за последние три года. Одна утонула. Другой сгорел заживо. Третий замерз насмерть. Четвертый стал жертвой ДТП. Пятая упала на садовую ограду. И ни одного убийства - все эти смерти были квалифицированы либо как «суицид», либо как «несчастный случай». В то же самое время, пока Фрейр ломает себе голову над загадкой Халлы и ее прошлого, в заброшенную китобойную деревню неподалеку прибывает катер с тремя пассажирами. Это Гардар, его жена Катрин и ее подруга Лиф.
.
Они собираются восстановить старое поселение, сделав ему туристической жемчужиной. Но это лишь фантик. А конфета, суть - двое пытаются оправиться после того, как она родила ему мертвого ребенка, став после этого заложницей антидепрессантов. Теперь, в этих старых домах она видит… кого-то. Маленькую девочку. Или мальчика. Призрак? Две истории сплетаются воедино, если вспомнить о том, что много лет назад Фрейр потерял единственного сына, диабетика Бенни. Тот ушел на прогулку - и не вернулся. Его искали сотни волонтеров по всей стране. И не нашли. Как с этим могут быть связаны видения полубезумной Катрин, смерть Халлы и тех, с кем она училась?
.
Исландский фильм, с жанровой точки зрения представляющий собой лютую смесь мистики, детектива и хоррора. Впрочем, этот коктейль хорошенько смешан, все ингредиенты - ровно в том количестве, в каком надо. Невольно вспоминается экранизация «Снеговика» Ю Несбё, в котором роскошные норвежские пейзажи были единственным, за что его можно похвалить. Беззубый сюжет и личность маньяка, которую тщательно скрывают, но зритель при этом знает - с первых же минут! - о ком именно речь.
.
Тут по-другому. По старой доброй скандинавской традиции, «Я тебя помню» - лента медленная. Настолько медленная, что кажется, кто-то соврал насчет 100 минут. Тянет на все два часа, как минимум. Только вот эти два часа вам будет, на что посмотреть, о чем подумать и о чем погадать. Стандартную завлекаловку и заодно филлер в виде поражающих воображение локаций свели до минимума, максимально урезали. Сюжетных линий сразу две, и они на первый взгляд совершенно не связаны друг с другом. Какое отношение имеет история с Халлой и Фрейром, изувеченными церквями и странными смертями к трагедии Гардара и Катрин? Да еще этот Бенни. Покойный. Покойный ли?
.
Больше всего происходящее напоминает отнюдь не современный исландский хоррор, который на данный момент представлен, дай бог, десятком лент, из которых если что и вспоминается, так это слэшер про китобоев-убийц с Гуннаром Хансеном («Гарпун») и плохой псевдодокументальный «жутик» про тварь извне («Ледник»). Из ближайших параллелей - старый и мало кому известный немецкий то ли хоррор, то ли драма о «Лорен». Плюс щепотка «Приюта», типично скандинавского нуара и даже… легендарный фильм Николаса Роуга. «А теперь не смотри», да, именно он.
.
«Я тебя помню» - работа невероятно мрачная, давящая. Она медленная, не всегда понятная, требующая к себе внимания и не терпящая знакомство с ней под попкорн и чатик в WhatsApp. Это почти идеальный вариант, чтобы хорошенько прокачать себе мозги, насладиться действительно качественной работой над сценарием и потом чувствовать себя неуютно, ложась спать бок о бок с парочкой хороших ночных кошмаров. Североевропейское кино - беспощадное, но совсем не бессмысленное.
.
8/10