“Gerald’s Game” (Игра Джеральда) (2017)

Oct 03, 2017 00:13



“Gerald’s Game” (Игра Джеральда) (2017). Джесси всю свою жизнь была закована в тиски, своеобразные психологические наручники. Потом пришло время настоящих. Когда она вместе с мужем Джеральдом отправилась в дом на озере, чтобы провести там выходные, но отнюдь не романтические, а полные страсти. Потому что именно страсти-то им давно уже и не хватало. Проще говоря, у них давно проблемы с сексом, заключающиеся в полном его отсутствии. Всю свою сознательную жизнь она посвятила Джеральду и его карьере, так и не став матерью. Он старел, старела она. Теперь ему около шестидесяти, ей за сорок, и их семья на грани краха. Предполагалось, что эта поездка им поможет. Они просто сыграют в игру, обыкновенную ролевую игру с участием Мужчины и Женщины. Но все оказалось не так, как себе это представляла Джесси. Опустошив пузырек с виагрой, и высоко оценив новое белье, купленное женой, Джеральд звякнув наручниками. ОК, подумала она, пусть будет так. Потом он вошел в раж, и невинная игра превратилась в инсценировку изнасилования.
.
Все понарошку, конечно же. Тем более что они муж и жена. Только вот ей эта фантазия пришлась совсем не по нраву. Он вовремя остановился. Последовала ссора и разбор полетов. А потом Джеральд схватился за сердце, его лицо изменилось, превратившись в страшную гримасу боли. Секунда-другая, и он лежит на ней, не дыша, не двигаясь. Какое-то время Джесси казалось, что это продолжение игры. Еле-еле спихнув тяжелое тело с себя, сбросив его на пол, она долго звала его. Пока, наконец, не поняла, что оказалась в страшной ловушке. Джеральд мертв. Голова разбита, вокруг кровь. Но не это стало причиной смерти. Причиной стал сердечный приступ. Теперь она здесь совсем одна. Если не считать того бездомного пса, которого чуть не сбил ее муж в нескольких сотнях метров от коттеджа, и которому она вынесла кусок мяса на дорогу у крыльца. Дверь в дом осталась открытой, и теперь грязный оборванец сидит и лакает кровь, вытекшую из разбитого черепа Джеральда. Проходит несколько часов. Наступает ночь. Появляются гости. Вот ее муж встает с пола, как ни в чем не бывало! Но он лишь призрак. Даже не призрак, а плод воображения Джесси. Затем у него появляется оппонент. Она сама. Без наручников, свободная. Тоже призрак. Эти двое скорее помощники, чем враги. Но вот то существо в тени… Существо с жуткой искривленным лицом, шкатулкой, полной костей, Лунный человек - он здесь вовсе не ради того, чтобы подсказать ей, как выжить. Он ждет ее смерти.
.
Этот год - настоящий праздник имени Стивена Кинга. Сначала появился сериал «Мгла», потом долгожданная экранизация «Темной башни» и римейк «Оно». Этого уже было достаточно. Но нет. Повернуть страницу можно только теперь, когда появилась «Игра Джеральда». Одноименную книгу я прочитал много лет назад. Фактически «на перемотке». Она оказалась фантастически нудной, немного фрейдистской и во многом феминистской драмой, чей основной посыл («как страшно быть женщиной в мире мужчин») прекрасно рифмовался с тем, что был заложен в «Долорес Клэйборн». Не самые лучшие годы для Кинга, не самые лучшие его книги. Ту же «Долорес» я и вовсе одолеть не смог - мне никогда не были по нраву «чистые» его драмы, потому как получались они вымученными и во многом стереотипными, шаблонными. Мужчина никогда не поймет женщину, и наоборот, поэтому все попытки авторов одного пола писать от имени другого всегда проваливались. И у Энн Райс, и у Короля Ужасов. Так зачем же было смотреть «Игру Джеральда», превратившуюся из 600-страничного (!) романа в 100-минутный фильм? Затем, что в режиссерском кресле оказался Майк Флэнаган, один из лучших хоррор-режиссеров современности. Да, он - это «Исчезновение», «Сомния», «Окулус», «Тишина».
.
Над сценарием Майк работал с Джеффом Ховардом, своим давним соратником. Главную роль сыграла Карла Гуджино («Ночь в музее», «Хранители», «Город грехов», что до «жутиков», то она была Русалкой в «Ужасе из бездны», а также сыграла в «Вампирше» Себастьяна Гутьерреза вместе с Люси Лю), Лунного Человека на экране воплотил тот самый «Ларч» из «Семейки Аддамс». Кастинг блестящий, режиссер - умница. Могло ли получиться плохо? Получилось намного лучше, чем у Кинга! В разы, в тысячи раз, в миллионы. Здесь много драмы. Но еще больше саспенса, хоррора по мотивам Хичкока, а не Джеймса Вана. Актеры сыграли великолепно. Казалось бы, это театр одной только Карлы. Нет! Потому что смерть Джеральда в исполнении Брюса Гринвуда, актера еще более именитого, чем мисс Гуджино, - нечто за гранью. Так не играют даже в лучших из театров. Это один из highlight’ов фильма, и их здесь десятки. Явление призраков. Великолепно сконструированные диалоги между ними. Логика и перспективы (весьма печальные). Отдельные сцены вроде той, со стаканом воды и чеком из магазина, или вроде той, в которой у Джесси все же получается освободить одну из рук. Не помню, было ли это в книге, но в фильме подано на твердые двенадцать из десяти.
.
Про воду, если позволите, скажу чуть подробнее. Джеральд, наглотавшись таблеток для улучшения потенции, всегда мучился после этого жаждой, поэтому на полке над кроватью и в этот раз стоял стакан с обыкновенной минералкой без газа. Его можно сдвинуть, но как сделать так, чтобы выпить столь желанную жидкость, если рука со стаканом до рта не дотягивается? В - Воображение. Флэнаган на сей раз снял не чистокровный хоррор. Тут дикое смешение жанров, дикое и одновременно органичное, но феминистской драмой, в отличие от литературного первоисточника (невероятно скучного, вымученного!), фильм не стал - и слава Шогготам. Поначалу думаешь: ну как можно выжать из краткой, простой истории сто шокирующих, намертво держащих в кресле минут? Была уже одна попытка, называлась «Громилой» - и не то, чтобы провалилась, но оказалась проходняком, полным логических ляпов, что были украшены жутким мискастом и посредственной режиссурой. Но потом… Зритель становится частью фильма, а фильм становится частью зрителя. Работа прекрасная. Одна из лучших у Майка. И уж точно претендующая на одну из лучших экранизаций Кинга - чего, полагаю, никто не ожидал. Я в том числе.
.
9/10

стивен кинг, 9 из 10, драма, серийный убийца, камерный хоррор, экранизация

Previous post Next post
Up