”The Flesh & the Fiends” (Плоть и демоны) (1960)

Nov 14, 2016 00:59



”The Flesh & the Fiends” (Плоть и демоны) (1960). Талантливейший ученый, анатом доктор Нокс, всегда собирал на своих лекциях полный зал, считался одним из лучших среди себе подобных. Но у этого великого ума было две огромных проблемы, и первая, в роли которой выступали твердолобые коллеги, не препятствовала его практике и научным изысканиям столь разрушительным образом как вторая. А второй была… нехватка трупов. Как для лекций, так и для опытов, при помощи которых можно было бы прилично продвинуться в медицине, не отправляя на тот свет пациентов путем врачебных ошибок, тех пациентов, что могли бы еще жить. И вот однажды профессор встретился с двумя безнадежными неудачниками, Уильямом Берком и его тезкой по фамилии Хэйр - жили они и пили исключительно за счет того, что Хэйру досталось пару комнат в доходном доме, которые он на пару с женой сдавал всяким проходимцам, да едва дышащим на ладан старикам. В один прекрасный момент один такой старик умер, и старые приятели, вдохновившись примером расхитителей гробниц, немедля доставили труп доктору Ноксу. Тот не стал особо интересоваться происхождениям «материала» (для профессора человеческое тело всегда было лишь «конструкцией из 260 костей, покрытой сплетением мышц, нервов, сосудов, органов и тканей») и отдал пьянчугам устроившую их сумму. Тут-то у Берка с Хэйром и появилась отличная, на первый взгляд, мысль… Вот старушка Агги, напилась до чертиков. Можно ее дотащить домой и уложить спать. А можно - придушить! И вновь отправиться к мистеру Ноксу. Дела принимают совсем уж дурной оборот, когда Берк убивает проститутку Мэри, в которую был влюблен один из ассистентов профессора-анатома, а обиженные и оскорбленные им врачи начали под него «копать», надеясь скинуть зарвавшегося коллегу с «корабля»…
.
Эта история наверняка знакома даже тем, кто о хорроре, тем более старом, тем более черно-белом, имеет весьма условное представление. Потому что многие, среди которых были не только поклонники фильмов ужасов, наверняка видели черную комедию Джона Лэндиса «Руки-ноги за любовь», собравшую неплохую кассу и получившую прокат даже в России. Основана она, как и этот фильм, была на реальной истории о двух эдинбургских отбросах общества, Берке и Хэйре, что в 1828 году убили как минимум 16 человек, трупы которых позже продали на анатомические опыты. Если прекрасная во всех отношениях, почти гениальная лента Лэндиса была все же комедией, то «Плоть и демоны» Джона Гиллинга - чистый триллер с налетом хоррора и легкими драматическими нотками (немалая часть повествования уделена развитию грустной love story студента-медика Криса Джексона и случайно встреченной им девушки легкого поведения Мэри Паттерсон). Кстати, о Гиллинге. Это настоящая икона британской школы ужасов, человек, одинаково прекрасно работавший как для «Хаммера», так и для других студий, оставивший после себя целое наследие ярких хорроров: он снимал и готику, и зомби-фильмы, и про мутантов, и про инопланетян. И (почти) все - одинаково талантливо. Сложно сказать, является ли и считается ли «Плоть и демоны» лучшим его творением в жанре, но уж не худшим - точно. По многим причинам. Это и Питер Кашинг, почти идеальный «доктор Нокс», и молодой Дональд Плезенс, чья роль здесь, пожалуй, самая запоминающаяся из всех (а сыграл он Уильяма Хэйра), и неожиданный флер драматизма, и реальные события, добавляющие повествованию некой пикантности. Ничего сверхъестественного, ничего потустороннего, никаких призраков. Ужас здесь - сугубо человеческой природы. На что способны те, у кого слишком мало ума, но много хитрости, те, для кого золото блестит ярче всего другого в этой жизни? На что способны другие, люди иных, высших сословий, гениальные умы, которые, впрочем, заняты исключительно наукой, а до человеческих чувств и даже законов они снисходить даже и не пытаются. С другой стороны, многие важные открытия в медицине (от анатомии до генетики) были сделаны в том числе и при помощи совершенно бесчеловечных опытов, проведенных монстрами в людском обличье. «Плоть и демоны» - фильм очень «грязный» и совсем не развлекательный, хотя и на какую-то особую психологическую глубину он не претендует. Однозначно стоит ознакомиться.
.
7,5/10

питер кашинг, дональд плезенс, шестидесятые, британский хоррор, реальные события, классика жанра

Previous post Next post
Up