“Hammer House of Horrors” (Дом ужасов Хаммера) (1980)

Aug 03, 2016 01:14



“Hammer House of Horrors” (Дом ужасов Хаммера) (1980). Что бы вы сделали, вернувшись в тот дом, где родились 300 лет назад, не слишком-то понимая, в какой эпохе оказались? Люсинда задала Дэвиду Винтерсу один-единственный вопрос: «Кто сейчас на британском троне?». А потом долго удивлялась техническим новшествам вроде электричества, душа и туалета. Дэвид - композитор, работающий над саундтрэками к фильмам ужасов, а этот дом - его дом. Но и Люсинды - тоже. Той, что едва избежала сожжения на костре заживо, будучи обвиненной в ведьмовстве. Благодаря удачно проведенному ритуалу, она перенеслась из 1662 года в 1982-й, пережив не только своих палачей, но и их детей и внуков. Эта женщина - призрак, но ее тело - по-прежнему из плоти и крови. Дэвиду в первую же ночь выпадает шанс проверить, так ли это на самом деле! Однако связавшись с ведьмой, он даже и не подозревает, героем какой страшной истории оказался. Дело осложняется тем, что Люсинду никто кроме него не видел, и близкие мистера Винтерса уверены, что он просто сходит с ума. «Время колдовства» - откровенно слабая история, и не самое лучшее начало для 13-серийной жанровой антологии, снятой под эгидой студии «Хаммер». Хорошие актеры, ряд условно «шоковых» моментов и приличный темп этот эпизод не спасают. Прилично зевнув и поставив ему 3 балла из 10, переходим к следующему.
.
Это «Тринадцатая встреча». В редакцию крохотной газетенки приходит письмо от очередных «магов здоровья», к которому прилагается приглашение в их клинику. Клинику, где проводятся потрясающие опыты по избавлению пациентов от лишнего веса. Главный редактор, посчитав, что можно сделать отличный репортаж, отправляет на дело журналистку по имени Рут, более привычную к тому, чтобы писать отчеты с лондонских показов мод. Отказ не рассматривается в принципе - либо едешь на место и пишешь статью, либо мы тебя увольняем. По прибытии в клинику, Рут попадает на первую встречу пациентов с врачами, где вторые проводят над первыми жестокий психологический эксперимент, открыто унижая толстых людей, доводя тех до слез. Но за кнутом следует пряник! Все, кто пришел сюда, могут превратиться в стройных подтянутых людей. Только какой ценой? История кажется куда более интересной, чем в случае с «Временем колдовства», но лишь на первый взгляд: даже если бы не было пролога, который изрядно «спойлерит» то, что будет дальше, вы и сами догадались бы, в чем дело с этим заведением, его чудо-врачами и мастерами психологических тренингов. Это не проблема. Проблема в том, что нет атмосферы, нет саспенса (а в первом эпизоде они, пусть топорные, но все же были), и как же скучно! 3/10
.
Номер три - «Внезапное пробуждение», и главную роль - роль владельца агентства по недвижимости Нормана Шэнли - в нем играет Денхольм Эллиотт. Очередной клиент предлагает к продаже старое поместье, владелица которого - а он является ее представителем - не умерла, но пропала без вести какое-то время назад, время достаточное, чтобы официально считаться мертвой. Норман отправляется «на объект», имея при себе лишь старую карту без указания точного адреса, и через какое-то время, хорошенько поплутав, подъезжает к двухэтажному зданию с забитыми досками окнами. Внутри все покрыто пылью и паутиной. Нет людей - но слышится голос, прямо из настенного телефона, трубку которого Норман даже и не думал снимать. Говорящий обвиняет мистера Шэнли в убийстве его жены, а потом на него набрасываются статуи железных рыцарей… Сон? Секретарша Нормана, когда он встречается с ней следующим утром, уверяет его, что вчера его никак не могло быть на работе, да и в том доме - тоже, ведь в воскресенье никто не работает. Но тогда откуда у него в кармане ТА самая карта? Наконец-то! Третья серия оказалась достойной «Хаммера». Эдакий психоделический хоррор, ужасный сон, перенесенный из царства Морфея на пленку, но за этими нагромождениями кошмаров явно кроется чей-то злой умысел. Или нет? В отличие от провального «Колдовства» и насквозь предсказуемой «Встречи», «Пробуждение» интригует, и с самого начала знаешь только одно: ничем хорошим это не закончится. 6,5/10
.
Четвертый эпизод («Растущая боль») - о Теренсе и Лоре Мортон, которые после трагической гибели своего единственного ребенка («На его лице застыла маска ненависти!») приняли единственно верное, на их взгляд, решение: усыновить взрослого паренька из приюта. Его зовут Джеймс, он тих, спокоен как удав, вежлив. Чудо, а не малыш. Вот только не расстается со своим любимым плюшевым кроликом по имени Гораций. Но в тот же день, когда Лора забирает Джеймса из-под опеки сестер милосердия, она чуть было не расстается с жизнью. Руль ее машины начинает крутиться сам по себе, в результате чего «Форд» женщины едва не оказывается под колесами грузовичка, движущегося по встречной полосе. Лора испугалась до полусмерти, но ее приемный сын - нет! Он как сидел в обнимку со своим любимцем, так и остался сидеть, ни один мускул не дрогнул на его лице. Как будто Так и Должно Было Быть. А потом, когда новоявленная семья уселась ужинать, в тарелках со свежим мясом оказались трупные черви. И это лишь начало новой жуткой жизни втроем. Что если Джеймс - не ангелок, а дьяволенок, и его спокойствие, дружелюбность - только маска, скрывающая под собой зло во плоти? Вторая по счету приличная история в сериале, который начался отнюдь не так, как хотелось бы тем, кто без ума от лучших постановок «Хаммера». Успех кроется в двух дьявольских деталях. Первая - саспенс. Его тут хватает с избытком. Вторая называется «что за проблема с этим ребенком?». Ответ не так прост, как кажется на первый взгляд. 6,5/10
.
№5. «Дом, истекший кровью». С этим особняком явно неладны дела. Достаточно того, что мы видели, как старик дал умереть своей жене, не подав ей вовремя таблетки во время приступа, после чего с каменным лицом взялся за огромный кривой нож… А через какое-то время в дом, который официально так и не был выставлен на продажу, купила семья Питерс: Уильям, его жена Эмма и их маленькая дочурка Софи. Месторасположение - отличное, цена - ниже не бывает. В первый же день - не темную полнолунную ночь, а именно яркий солнечный день - она видит, как из дыры в стене стекает густая багровая жидкость, и это отнюдь не варенье. Но когда на крик ребенка прибегает Уильям, то не находит в дыре ничего кроме старых труб. Не чувствует он и запаха газа, на который жалуется Эмма. А потом на стене появляется тот самый нож, найденный главой семейства в одном из старых шкафов… Классический рассказ о классическом «доме мечты»! И снят он мастерски. Этот сегмент - единственный из всех - я давным-давно видел по ТВ, будучи еще ребенком, и помню, что он здорово меня напугал. История о «неудачной ипотечной сделке» кажется эффектной и сейчас. Хорошо выстроено действие, нет недостатка в атмосфере и жутковатых моментах. Отдельным бонусом - неожиданная развязка. Но бонусом ли? Новое - зачастую враг хорошего. Так и здесь. Финал получился скомканным, невнятным, и винить здесь можно только сценариста, который так и не смог придумать, как и почему Питерсы стали тем, кем стали, после того как съехали из своего «проклятого дома». Минус полбалла, но все же крепкие 6,5 из 10.
.
Следующая серия называется «Малыш Чарли» и рассказывает он вовсе не о «демоническом ребенке». Малыш Чарли - это маленький деревянный идол, вывезенный однажды дядей Джеком из центральной Африки. После того, как старик умер, в грызню за его немалое наследство включились многочисленные родственники, среди которых был и Грэм. Он-то вместе со своей возлюбленной Сарой и забрал из дядюшкиного поместья тот самый жутковатый фетиш. И сразу же попал в переделку. Подрезал пожилого мужчину на «Мерседесе», не со зла, но все же подрезал, причем довольно жестко. Тот немедля устроил погоню, и чуть было не переехал самого Грэма, когда тот вышел из машины. Вернувшись домой, молодой человек, пытаясь унять дрожь в руках после этого инцидента, прилично выпил, а потом решил - в шутку, конечно! - «заказать» обидчика африканскому демону. И старик умер тем же вечером - его закололи в одном из злачных заведений Лондона. Следующим стал брат Грэма, который здорово его подставил. Но вот ведь какое дело: на той фотографии, в которую парень вонзил нож, метясь в брата, был изображен и он сам, и Сара. И теперь они тоже в черном списке идола. Начинается гонка со смертью, выиграть в которой невозможно… Приличный по всем параметрам рассказ, который чертовски напоминает мне одну из однажды прочитанных новелл - но имя ее автора за давностью лет уже вряд ли получится вспомнить. Тут нет монстров и призраков, зато есть довольно жестокие смерти, включая падение на острые зубцы тракторного ковша. А темп - дай бог каждому. 6,5/10
.
Следующим после африканского демона в хаммеровском пантеоне злодеев числится престарелый нацист, успешно избежавший суда и расстрела, и переехавший в Великобританию, где однако свои темные делишки не оставил. Цель его увядающей жизни - создать тюрьму нового типа. Пока заключенными Мартина Блюка являются разнообразные животные, ведь он скрывается под личиной владельца экзотического зоомагазина, где есть и обезьяны, и кенгуру, и даже тигры. А помощником он себе выбирает мужчину, который только-только освободился из заключения и отчаянно нуждается в деньгах. Чак совсем не горит желанием работать в странном месте с жуткими запахами, но на этом настаивает его жена Энни, которая верно ждала оступившегося мужа два года, едва-едва сводя концы с концами. Единожды вор - всегда вор. И Чак решается на то, чтобы вскрыть сейф на втором этаже зоомагазина… После чего падает вниз и оказывается в такой же клетке, как те животные, за которыми ему поручил присматривать безумный Блюк! Украшение седьмого эпизода, получившего название «Безмолвный крик», - не только любопытный сюжет, в лучшую сторону отличающийся от клишированности предыдущих сегментов, но и Питер Кашинг в роли нациста-экспериментатора. Более того, эту серию в полной мере можно считать предтечей популярных в 21-м веке «камерных ужасов»: психопат-кукловод с одной стороны, несколько попавших в его ловушку (отнюдь не безвинных) людей - с другой. 7/10
.
Восьмая часть рассказывает о «Детях полной луны». Именно с ними предстоит свести близкое знакомство Саре и ее мужу Тому, когда они отравляются за город, в стоящий где-то в глуши коттедж, который принадлежит Харри. Это деловой партнер Тома, и он ждет их на ужин. Но отужинать в тот вечер семейной паре придется вовсе не там, куда они держали путь. По дороге машина сходит с ума - заклинивает педаль газа, и стрелка спидометра устремляется к максимуму. Чудо все ж случается, и автомобиль удается обуздать, но, облегченно вздохнув, Том и Сара понимают, что они оказались… Совершенно верно, черт знает где. Глухой лес, ни одного человека, ни одного дома. Но вот деревянные ворота, за ними - лесная тропа, а чуть дальше - уже более приличная ограда, рядом приличных размеров особняк, откуда слышится детский смех. Улыбчивая старушка миссис Ардой приглашает заблудившихся путников внутрь, угощает их красным вином и бараньей похлебкой, знакомит со своими детьми («их около восьми»). Но потом, когда Том и Сара решают уже затемно дойти до своей машины, им придется вернуться в жилище миссис Ардой и ее многочисленного потомства… уже бегом - где-то в чаще ревет зверь. Вернее, не так - он лишь наполовину зверь, а наполовину человек. И именно он навещает Сару ночью, когда она собиралась отойти ко сну. Женщина и ее муж через какое-то время приходят в себя в больнице - и это только начало истории. Которую снял Том Клегг, тот же режиссер, что неплохо поработал над «Домом, истекшим кровью». И нас ждет примерно то же самое: старая история, рассказанная по новому, с приятным, но немного невнятным твистом, хорошей атмосферой и полным отсутствием внимания к деталям. К этому прилагается глуповатая концовка, рваный темп и безобразный грим. «Дом» был лучше. 6/10
.
Номер девять - «Карпатский орел». Начинается все с того, что девушка с потрясающей фигурой подсаживается в новенький «Мерседес» случайного знакомого и вместе с ним отправляется в краткую поездку по городу. Несложно догадаться, где она закончится. У него дома, в т.н. «потайной комнате», о которой не знает его жена. Но нет, маньяк-убийца в данном случае не человек из черного «Мерседеса», а его попутчица и несостоявшаяся любовница. Она просит жертву закрыть глаза, после чего в его тело вонзается нож. И еще раз. И еще. В следующий раз мы видим прекрасную незнакомку в баре, где она, даже не называя своего имени, «цепляет» охочего до женской ласки завсегдатая. Он усаживает ее в свой «Порше», после чего они предсказуемо оказываются у него дома. А дальше… Но дело вовсе не в обыкновенной жажде крови, бытовом безумии или мести богатым повесам. Мотивы психопатки уходят корнями в глубокую древность. В старые карпатские легенды… «Орел» только поначалу кажется попыткой разбавить сериал мрачной детективной историей о раздвоении личности - потом в дело вступает мистика. Но до высшего балла опять далеко. Путаный сценарий, много сумбура, логика, трескающаяся как зеркало, в которое попал приличный камень. Именно из-за этого главная и наиболее важная - детективная - составляющая эпизода напрочь теряет свое очарование. Вместе с интересом к происходящему. Довольно интересна концепция, да появление в кадре совсем молодого Пирса Броснана. На этом всё. 4/10
.
«Страж бездны» - следующий! Вы верите в силу зеркал? Элисон и члены общества «Хоронзон» верили. Ей едва удалось сбежать из их цепких объятий после неудачно проведенного ритуала, жертвой в котором должна была стать ее ровесница, в результате окончательно и бесповоротно сошедшая с ума. И на пустынной дороге девушке посчастливилось встретить Майкла, коллекционера и продавца антиквариата. На пассажирском сиденье его машины красовалась очередная находка, за которую давали целых 250 фунтов стерлингов! Но чутье подсказало Майклу, что оно - это зеркало со странными символами - может стоить больше. Так и есть. Оказавшись у него дома, Элисон крадет «реликт», предварительно рассказав своему спасителю, что магическое стекло создано самим Джоном Ди, математиком, астрологом, магом и алхимиком, а его цель - служить чем-то вроде хрустального шара. Майкл пускается на поиски зеркала, явно проданного девицей кому-то из его коллег, и параллельно с этим выходит на культ поклонников Хоронзона - стража бездны и привратника Ада. Чертовщина не заставляет себя долго ждать. История далеко не новая, зеркала - отдельная тема в хорроре, пусть и не пользующаяся такой популярностью, как вервольфы или вампиры. Здесь все сделано по канонам. Типовой, классический - если хотите, но потому и эффектный «сатанинский хоррор». Режиссура Дона Шарпа («Колдовство», «Поцелуй вампира») и сценарий, в отличие от большинства других эпизодов, - на удивление ладные и крепкие… не считая тупикового финала. Но это не такая уж большая ложка дегтя. 7/10
.
А «Гость из могилы» начинается с того, что в дом Пенни и ее мужа Гарри ван Брудена вламывается мужчина, которому, по его словам, Гарри прилично задолжал. Обезумевшая от страха женщина хватается за ружье и нажимает на курок, снося незваному гостю половину лица. Когда ее супруг возвращается в этот милый коттедж, стоящий в столь же милой английской глуши, то видит рыдающую жену, окровавленную кровать и рядом с ней - много багровых пятен на ковре. Делать нечего, и наскоро готовится могила, в которую и отправляется тело «взломщика». Теперь его смерть останется секретом этих двоих, и уж конечно, они никому и никогда о содеянном не расскажут. До тех пор, пока Пенни не начнет видеть покойного в собственном доме - двери открываются сами по себе, а потом появляется уже хорошо знакомое нам лицо, обезображенное выстрелом. Но может, он и правда не мертв? Может, кто-то (и мы прекрасно знаем, кто именно!) пытается свести Пенни с ума, ведь она совсем недавно выписалась из психиатрической клиники, и что самое главное, она сказочно богата, а у ее мужа - долги одни других больше? Если вам говорят «А» и спрашивают, какая буква должна последовать за ней, то вряд ли вы скажете «Ю». Так и здесь. Эпизод неплохо снят, но все предсказуемо настолько, что после первых пяти минут хочется нажать на кнопку ускоренной перемотки. Особенно когда в дело вступают медиумы и вымученный мистицизм. Все, кто хотел снять нечто подобное, уже сняли это еще в 40-х годах 20-го века. 3/10
.
«Два лика зла» - в том же духе. В том смысле, что мы все это уже видели. Разница лишь в том, что эта серия в разы лучше предыдущей. Внимания к деталям - больше, и больше старого доброго саспенса. Вроде бы мы знаем, в чем дело, и чем это дело закончится, но все равно наблюдаем за происходящим, вцепившись острыми когтями в ручки кресла и пластик корзины с попкорном. А история такая: Мартин и его жена подбирают по дороге - в страшный ливень! - незнакомца в желтом дождевике, и тот, вместо того, чтобы сказать «спасибо», набрасывается на водителя, из-за чего машина вылетает с дороги и переворачивается. Жена Мартина приходит в себя в больнице, находит там же супруга, и с ним все более-менее в порядке, разве что прилично распорото горло, поэтому он не может говорить и вынужден ходить в корсете. Полицейские говорят, что ненормального попутчика нашли рядом с разбитой машиной, мертвым. Просят его опознать, но женщина сделать это не в силах. Единственное, что она запомнила - острый длинный ноготь на правой руке нападавшего. Однако, как выясняется, руку у маньяка оторвало в момент аварии, и ее так и не смогли найти. Но в первую же ночь, когда Мартин возвращается домой, его супруга видит… что же? Руку, правую руку с острым длинным ногтем! Так что же перед ней и рядом с ней - любимый муж или выродок, который отправил его на тот свет? Очередное подтверждение тому, что авторы «Дома ужасов Хаммера» то ли случайно, то ли принципиально избрали путь абсолютной стандартизации сюжетов. Но некоторым из них клишированость мешала, некоторым - нет. «Два лика зла» - среди последних. 7/10
.
Последний, тринадцатый сегмент - «Знак Сатаны». Что не так в работе патологоанатома? Плохо пахнут. Плохо выглядят. Сшивать, зашивать, вскрывать, резать, потом снова сшивать и зашивать. Когда видишь коллег, удивляешься тому, что они живые. Параллельно с этим Эдвин подрабатывает хирургом (!), благо это позволяет его диплом и практические навыки. Однажды на его стол - сначала живым, а потом мертвым - попадает некто по фамилии Холт. Он вопил, умолял перед смертью не трогать его душу. И с ним правда было что-то не так. Как будто в этом мужчине жило что-то еще - совсем постороннее, что не хотело умирать или быть растерзанным при вскрытии. А потом Эдвин начинает замечать вокруг себя странных людей. Будто за ним ведут круглосуточную слежку. Женщины и мужчины, все - в темных очках. Заговор или безумие отдельно взятого человека? Совершенно параноидальная история, которая бьет в цель, обходясь без помощи логики. Вам страшно, потому что страшно главному герою. Потому что на экране происходит то, что не укладывается в рамки здравого смысла. Мрак, сумасшествие, и как обычно, отвратительный сценарий. Для Дона Ливера, который также снял «Время колдовства», это явный шаг вперед… только совсем-совсем маленький. Его вторая по счету работа в этой антологии во многом похожа на другие, авторства других людей, но увы, в первую очередь, своей феноменальной бессвязностью. 4/10
.
По итогам четырех эпизодов из тринадцати складывается впечатление, что «Дом ужасов» не оправдывает своего громкого названия. Две серии - хуже некуда, две другие - достойны потраченного на них времени, но - не шедевры. А что дальше, оно того стоит? Ведь не стоит забывать, что «Хаммер» образца 1980 года - уже и не «Хаммер» вовсе, более того, этот сериал стал своего рода лебединой песней легендарной британской студии, которая возродилась к жизни только в 2000-х, и то, в другом качестве - а уж насколько это качество «качественно», пусть спорят критики. Пятый и шестой сегмент вселяют некоторую надежду, седьмой и вовсе один из лучших, не в последнюю очередь благодаря выбранной теме и ветерану британского хоррора Питеру Кашингу. Однако потом все скатывается в ту же бездну, в которой все и начиналось. Это уровень сериала «Пятница 13-е» и «Кафе кошмаров», с одним лишь отличием - они были сняты много лет спустя. А вот с антологиями от Amicus «Дом ужасов Хаммера» никакого сравнения не выдерживает. Здесь нет откровенного трэша, хватает приличных актерских работ. Но большинство эпизодов - по-телевизионному топорные (включая сценарий), о спецэффектах, обнаженке и прочих прелестях говорить даже как-то неудобно. Неумелая режиссура от неумелых режиссеров, скука на месте саспенса, и так далее. Типичная телепродукция в худшем своем проявлении, годящаяся разве что на то, чтобы пополнить коллекцию отъявленных фанатов студии «Хаммер». Смотреть? Да. Но лишь шесть эпизодов из тринадцати.
.
5/10

хаммер, восьмидесятые, питер кашинг, британский хоррор, сериал

Previous post Next post
Up